Иван Толстой: Сегодня мы продолжаем серию программ, посвященную песням великой британской группы, но исполненным другими музыкантами. Поводом для разговора стало недавно пришедшее сообщение: Журнал ''Rolling Stone'', пристально следящий за тем, как на шоу “American Idol” конкурсанты в течение двух недель уродовали песни Леннона и Маккартни, провел опрос среди своих читателей и получил Топ-15 самых любимых каверов битлов.
Нашим гидом по битломании и битлографии будет, как и всегда, московский журналист, собиратель и историк музыки Андрей Гаврилов.
Андрей, я, признаться, совершенно не понимаю эту терминологию: что такое ''кавер'', что такое ''Топ-15'', почему надо проводить какие-то опросы и почему, наконец, кто-то смеет уродовать песни ''Битлз''? Как бы этого человека к позорному столбу приколотить?
Андрей Гаврилов: Не нужно. Его приколотят к позорному столбу истории, это без нас сделают. А что же касается того, почему 15. А почему нет? Миллионы раз проводились всякие опросы типа того, какие каверы, то есть перепевки ''Битлз'', вам, уважаемые читатели, слушатели или зрители, нравятся или не нравятся. Это происходит постоянно. Можно выделить этот вопрос только потому, что журнал ''Rolling Stone'' - это достаточно авторитетное издание, которое пользуется уже много лет заслуженным вниманием как меломанов, так и критиков, и музыкантов, и всех, кто следит за этим делом. Поэтому, может быть, их опрос, то, как они его провели, заслуживает большего внимания и большего доверия, чем многие другие. Это не какой-нибудь там опрос девочек ПТУшниц 14-летнего возраста: что вам нравится больше из песен про любовь? Это, может быть, действительно достаточно любопытно.
Я видел этот опрос, я видел его результаты. Результаты не всегда вызывают мое абсолютное доверие, более того, в список этих перепевок, каверов, не вошли некоторые варианты, которые больше всего любили сами музыканты. Как назло, сюда не попал ни один вариант ''Yesterday'', который мил сердцу Пола Маккартни. Но мы об этом как-нибудь поговорим позже. А пока давайте послушаем и сами решим, хорошие эти варианты или нет, нравятся они нашим слушателям или нет, понравятся ли они, в конце концов, вам, Иван, как высшему арбитру.
Давайте начнем с самого перового места. Обычно полагается начинать с конца и подходить постепенно к победителю, но, во-первых, здесь все-таки нет победителей и побежденных, все-таки это не олимпиада, а, во-вторых, я не уверен, что хронометраж нашей программы даст нам возможность так уже изящно пришвартоваться к первому номеру в самом конце программы. Поэтому, с вашего разрешения, с него, номера первого, мы и начнем. Это песня “Helter Skelter”. Напоминаю, что это одна из самых до сих пор таинственных песен в каноне ''Битлз'', таинственных потому, что существует легенда и, в общем-то, даже не легенда, а информация, что был записан более полный вариант этой песни, чуть ли не на полчаса, его никто никогда не слышал, кроме самих музыкантов и звукорежиссеров, он так и не попал в руки тех, кто издает бутлеги, то есть не авторизованные записи музыкантов. Короче говоря, полного варианта нет, есть только канонический вариант. И вот на первом месте именно песня в исполнении группы ''U2'', которую сейчас представлять не нужно, потому что только что прошли ее московские гастроли, московский концерт, и всем памятна история с приглашением Юры Шевчука на сцену Лужников, где он вместе с руководителем группы Боно спел песню Боба Дилана. Так что, я думаю, и история, и творческий путь группы ''U2'' сейчас или у всех на памяти, или его очень легко отыскать в самых свежих газетах и в других средствах массовой информации. Итак, номер первый: группа''U2'', песня “Helter Skelter”.
Иван Толстой: Андрей, раз уж вы меня назвали, совершенно справедливо, крупнейшим экспертом, то есть человеком, который ничего не понимает ни в истории музыки, ни знает биографии композиторов и исполнителей, и поэтому является абсолютно табуля раза, то есть человеком, пришедшим с холода (не скажу дураком, пришедшим с мороза), поэтому воспринимающим исключительно эстетическую строну дела, объясните мне, пожалуйста, как быть с правовой стороной. Нравится ли Полу Маккартни или Ринго Старру - двум оставшимся в живых битлам - то, что делают другие исполнители? Причем нравится ли им с правовой стороны, как они к этому относятся? Вообще, можем ли мы с вами записать перепевки ''Битлз''? Толстой и Гаврилов поют песню ''I Am the Walrus'' или ''Yesterday'', которая не вошла в эти ''Топ-15''. Как с этой стороны дело обстоит?
Андрей Гаврилов: Запросто, Иван, здесь нет никаких проблем. Записать с вами мы можем все, что угодно, даже (страшно произнести!) песню, принадлежащую перу Аллы Борисовны Пугачевой. Другое дело, можем ли мы это издать. И вот тут начинаются некоторые юридические казусы. В мире цивилизованном ты можешь издать практически любую твою запись, заплатив правообладателям. Судя по тому, сколько выходит вариантов песен ''Битлз'' (а это наверняка не самые дешевые авторы), так вот, судя по этому, ставки, которые фирмы, издающие эти перепевки, должны заплатить, не заоблачно высоки. Иначе бы просто никто это себе не мог позволить. Есть и второй подход, к которому мы имеем больше отношение. ''Мы'' я имею в виду не мы с вами, исполняющие песни ''Yesterday'' или Пугачевой, а ''мы'', как наша страна. Мы должны запросить разрешение в 99 процентах случаев. Запрашивая разрешение, нужно быть готовым к тому, что у тебя могут потребовать запись, чтобы правообладатель или автор послушал, после чего тебе могут запросто запретить издавать это исполнение.
Иван Толстой: А что же, там критерии эстетические, что ли?
Андрей Гаврилов: Если это слушает автор, критерии эстетические, если это слушает правообладатель, критерий может быть какой угодно, и мне даже страшно предположить, какой он может быть. В том, что касается наших представителей зарубежных правообладателей, критерий может быть такой, что не побоится ли российский представитель побеспокоить зарубежную фирму, материнскую фирму, главную фирму таким вот дурацким запросом. И так далее.
Если вернуться чуть ближе, битлы только радуются тому, что исполняются их песни, потому что, во-первых, с юридической точки зрения они этому не могут помешать, потому что зачастую права принадлежат не им, а издательским фирмам, издательским компаниям, во-вторых, с каждого такого концертного исполнения или с каждой такой пластинки они получают свою долю гонорара. Пусть это будет сотая доля цента, но когда исполняют много, часто и записывают повсеместно, эти доли цента превращаются в весьма ощутимый капитал.
За свои авторские Леннон и Маккартни получили денег, наверное, если сейчас добавить вместо Джона Леннона Йоко Оно, я думаю, можно утверждать, что за свои авторские, то есть, как авторы песен, Леннон и Маккартни получили денег никак не меньше, чем как исполнители своих песен, а, может, даже и намного больше. Я не подсчитывал, но я абсолютно уверен, что это так.
Вы упомянули страшный вариант, что мы с вами запишем песню ''I Am the Walrus'''. Как ни странно, эта песня присутствует в этом хит-параде. Почему ''как ни странно''? Потому что она не самая легкая для исполнения. Она, более того, заняла второе место в исполнении группы ''Oasis''. Хочу напомнить что группа ''Oasis'' в свое время возникла из группы ''The Rain'', то бишь, ''Дождь'', названной как раз в честь песни ''Битлз''. А в 2004 году журнал ''Q'' опубликовал результаты опроса читателей, по итогам которого диск группы ''Oasis'', вышедший к тому времени - ''Definitely Maybe'' - был назван лучшим британским альбомом всех времен, обойдя битловский ''Revolver''. Есть и еще мостик между творчеством двух групп. Например в 2008 году вышла песня ''Oasis'' ''I’m Outta Time'' (''У меня кончилось время'') и, по данным ''New Musical Express'' это песня, которая сравнима по уровню с песнями ''Битлз'', и в ней, кстати, использован короткий отрывок одного из последних интервью Джона Леннона. Но, это информация вокруг. А так - второе место: группа ''Oasis'' песня “I Am the Walrus”.
И я хочу сразу перейти к третьему месту. Это наш старый знакомец Джо Кокер, мы его слушали в прошлый раз в нашей передаче о каверах, то есть, перепевках ''Битлз'. А на этот раз слушатели, поклонники и читатели журнала ''Rolling Stone'' отдали ему третье место с исполнением им песни ''With a Little Help From My Friends''. Долгое время эта песня была практически визитной карточкой Джо Кокера. Кстати, как и еще одна ранняя битловская песня ''She Came in Through the Bathroom Window''. И вообще свой творческий путь, можно считать, особенно творческий путь в грамзаписи, Джо Кокер начинал с перепевок разных авторов, в том числе, и ''Битлз''. Одной из первый его перепевок была битловская песня ''I Feel Fine''. Итак, Джон Роберт Кокер, Кавалер Ордена Британской Империи, песня ''With a Little Help From My Friends'', третье место по данным читателей журнала ''Rolling Stone''.
Иван Толстой: Андрей, а вот интересно, были ли случаи в истории каверов, в истории перепевок, когда другие исполнители оказывались и конгениальны оригинальным авторам песни, и оригинальным исполнителям, то есть ''Битлз'', а, может быть, и превосходили в исполнении какой -то данной конкретной песни? Или я говорю какую-то абсолютную чепуху и такого быть не может?
Андрей Гаврилов: Вы говорите не чепуху, вы просто богохульствуете, и поклонники ''Битлз'', конечно, готовы будут сейчас вас разорвать, но, тем не менее, с точки зрения многих критиков и вариант Джо Кокера, который мы только что послушали, и, например, ''Got To Get You Into My Life'' в исполнении группы ''Earth, Wind & Fire'', она у нас находится на седьмом месте в этом своеобразном хит-параде, считаются сравнимыми с творчеством самих ''Битлз''. Некоторые считают даже, что, может быть, иногда можно счесть, что они в чем-то ''Битлз'' превосходят. Мы дойдем до ''Earth, Wind & Fire'', а сейчас мы послушаем песню “Across the Universe”, певицы с абсолютно битловским именем Фиона Эппл (Fiona Apple), потому что так называлась фирма, которую в свое время создали ''Битлз''. Это песня из саунд-трека к фильму ''Pleasantville'' 1998 года. Я не скажу, что я здесь готов разделить точку зрения читателей журнала ''Rolling Stone'', но вот судите сами. Четвертое место Фиона Эппл “Across the Universe”.
Иван Толстой: Андрей, а возможно представить себе, чтобы исполнители или кавер-исполнители объединились в какую-то группу, ансамбль, дуэт или трио совместное и исполнили бы одну или целую серию песен ''Битлз'' на какой-то свой, объединенный манер, чтобы слушатели получили вот такой музыкальный праздник, такое музыкальное развлечение? Разные исполнители битловских песен объединяются, чтобы выразить свою любовь к этому ансамблю и чтобы показать свое, если не видение, то слышание какой-то их классики. Бывало такое в истории музыки?
Андрей Гаврилов: Вы знаете, Иван, я должен уточнить, что именно вы имеете в виду. Они объединяются в проекте, то есть, например, пластинка, где разные исполнители поют разные песни Битлз? Да, такое бывало нередко. Как правило, это инициатива издателей, как правило, песни собраны абсолютно случайно, то есть, до кого можно было дотянуться правообладателям, но, как правило, и не всегда. Например, замечательные сборники, одни из первых таких известных сборников ''Beatles Song Book'', куда были собраны представители разных фирм (я имею в виду музыкантов, которые подписали контракты с разными фирмами). Там действительно собрано очень неплохо. Часто это бывают саунд-треки как например саунд-трек фильма ''I am Sam'' замечательный фильм с Шоном Пенном и Мишель Пфайфер в главных ролях. Весь музыкальный ряд к фильму это битловские песни. И пусть не исполнители их выбрали, их выбрали авторы фильма, и поэтому они объединены какой-то внутренней логикой. Такие случаи бывают. Вариант, когда они собираются, я имею в виду исполнители, на концерты, бывали, но очень редко. Это были концерты памяти Джона Леннона, например, это был концерт памяти Джорджа Харрисона. И в том, и другом случае звучали или битловские песни или песни, которые члены битлов написали уже после распада группы. Но таких вариантов не очень много. А вот то, чтобы они объединялись в одну супер группу, это бывает крайне редко. Единственный пример, который сразу приходит на память, это, конечно, группа Ринго Старра ''All-Starr Band'', куда входят очень многие известные рок музыканты, и на концертах они исполняют и свои песни, и песни Ринго Старра, и те песни, которые Ринго Старр исполнял, будучи членом ''Битлз''. Но вот такого проекта' чтобы собрались самые разные люди от Фионы Эппл, предположим, до группы ''Aerosmith'', которую мы сейчас с вами будем слушать, про такое я никогда не слышал. Раз я заговорил про ''Aerosmith'', я хочу сказать, что она заняла в этом хит-параде пятое место с песней “Come Together”. ''Aerosmith'' - известнейшая американская группа, продано более 140 миллионов их альбомов. Главный певец и руководитель группы (даже, если он неформальный) Стивен Тайлер (Стивен Виктор Талларико - его настоящее имя) сотрудничал с Ринго Старром и записал с ним несколько песен. В общем, он тоже вошел в такой битловский канон. Группа ''Aerosmith'', песня “Come Together”, пятый номер хит-парада.
Иван Толстой: Андрей, а кто участвует в этих опросах, кто, собственно, те народные эксперты, которые выносят свои суждения? Какая возрастная категория этих людей или профессиональная, связаны ли они как-то с музыкой по обстоятельствам своей жизни или это простые любители, которые просто тыкают в кнопочку и высказывают свое мнение? То есть отражается ли в этом распределении мест демократия или выражаются все-таки профессиональные суждения и музыкальный опыт голосующих?
Андрей Гаврилов: Насколько я знаю, это чистая демократия, потому что я с трудом себе представляю, чтобы Стив Тайлор, Фиона Эппл или Джо Кокер, те музыканты, которых мы упоминали, или Боно, в перерыве между пением с Шевчуком и отдыхом на яхте Абрамовича, занимаются тем, что тыкают, как вы говорите, пальцем и голосуют за какую-нибудь песню. Это очень вряд ли. Конечно, это vox populi, голос народа. Более того, я бы сказал, что это голос народа, которому делать нечего. Но, может быть, в чем-то это и представительно, потому что это именно тот народ, которому нечего делать и который может позволить себе сидеть, слушать, сравнивать, выискивать и так далее. Конечно, это демократия, никакого экспертного мнения здесь нет. Но это не значит, что результаты этого опроса никудышные. Наоборот, как мы видим, в общем-то, пока все варианты достойны, будем говорить сейчас об этом вопросе, не будем ничего другое трогать: упомянуты звезды, упомянуты действительно хорошие песни, хорошие исполнения. Вот, смотрите, следующий наш номер это Eddie Vedder, руководитель группы ''Pearl Jam'', и песня “You’ve Got To Hide Your Love Away”, кстати, не очень часто встречающаяся среди перепевок ''Битлз'', обычно выбирают нечто более выигрышное. Она заняла шестое место. И вот, по-моему, вполне, вполне …Эдди Веддер - замечательный певец, прекрасный музыкант, по-моему, он вполне с этим справился.
Кстати, наш следующий номер, седьмой номер в этом хит-параде, это то, о чем я вам чуть раньше говорил. Песня, взятая из программы, целиком составленной по песням ''Битлз''. Кстати, и Эдди Веддер был взят из саунд-трека к фильму ''I Am Sam'', про который я говорил, что он весь битловский, но, повторяю, это была воля режиссера или, по крайней мере, съемочной группы. А вот следующий, седьмой номер, это группа ''Earth, Wind & Fire'' и песня “Got To Get You Into My Life'' - пожалуй, единственная песня, которая осталась в памяти народной от совершенно провального, абсолютно беспомощного и, в общем-то, жалкого фильма, который назывался, страшно произнесть, ''Оркестр Клуба Одиноких Сердец Сержанта Пеппера'', то есть ''Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band''. Фильм, который, если мне память не изменяет, вышел на экраны в 1977-78 году, главные роли там играли Питер Фрэмптон и группа ''Би Джиз'', участвовала куча музыкантов, популярных в то время. Ничего хорошего из фильма не получилось, никакого сюжета, никакой битловской икринки, битловского чувства юмора там не было, и практически все песни остались на саунд-треке, и, в общем, их практически все забыли, за одним исключением, за исключением той песни, которая заняла в хит-параде седьмое место . Кстати, и в 1978 году группа ''Earth, Wind & Fire'' получила сразу три ''Грэмми'' за три разные песни. И вот одна из них была именно за версию этой битловской песни. ''Earth, Wind & Fire'' , песня “Got To Get You Into My Life'',седьмое место по хит-параду читателей журнала ''Rolling Stone''.
Иван Толстой: Андрей, а часто бывает, что вы соглашаетесь с результатами этих демократических музыкальных опросов, часто у вас вызывает это чувство протеста, часто вам хочется самому перелопатить или, может быть, на досуге, где-нибудь за вечерней чашкой чая вы быстренько на бумажке тупым желтым или белым карандашом набрасываете свой собственный список предпочтений?
Андрей Гаврилов: Вы знаете, нет, у меня нет собственного списка предпочтений, я никогда его не составлял. У меня есть варианты битловских песен, которые мне очень нравятся, есть варианты, которые мне не нравятся, есть варианты, которые мне очень не нравятся. Вот некоторые слушатели спрашивали нас, почему мы не включаем перепевки советскими или российскими исполнителями. Надо будет в одной из следующих передач что-нибудь включить. А причина того - исключительно собственная моя диктатура, потому что 99 процентов того, что я слышал в исполнении наших музыкантов, с моей точки зрения, не годится никуда, не лезет ни в какие ворота. Кстати, вы знаете, у нас ведь и французов с испанцами и немцами маловато. Может быть, причина тому, или одна из причин — другая языковая культура. Я не знаю, кстати, хороший вопрос, почему у нас практически только англо-американцы. Никогда над этим не задумывался. Но, тем не менее, факт остается фактом. Вы помните прогремевшую несколько месяцев назад на ''You Tube'' запись песни ''Let It Be'' в исполнении какого-то нашего военно-морского хорового ансамбля?
Иван Толстой: Это было нечто абсолютно гениальное!
Андрей Гаврилов: Да, вот если идти по этому пути, мы насобираем довольно много. Если идти по пути, скажем деликатно, цитирования, то среди популярных песен из фильмов (из мультфильмов особенно) можно найти много битловских тем, совершенно неожиданно туда вставленных и нигде не отмеченных и не указанных. А если брать чистые перепевки, я не буду говорить, что все безнадежно, но, тем не менее, хоть вы меня убейте, большая часть, повторяю, не годится никуда. Хотя я обещаю, что к следующему разу мы что-нибудь найдем, если у нас будет еще одна программа, посвященная перепевкам. Кстати, я сейчас говорю и тут же вспоминаю, что я совершенно несправедлив, потому что на грани между этим жанром, то есть рок и поп музыкой и джазом, в том, что касается перепевок ''Битлз'', работает Сергей Манукян, замечательный джазовый музыкант, который, когда он исполняет ''Битлз'', он, скорее, уходит куда-то в сторону соула, в сторону фанка. У него получаются очень интересные варианты. Вот здесь сразу хочу сказать, что я ошибся, вот видите, есть исключения. А давайте сейчас послушаем группу, которая на самом деле практически не известна у нас. Это группа ''The Breeders''. У нас еще известны те ансамбли, из членов которых была составлена эту группа, а именно ''The Pixies''и ''Throwing Muses'' - в свое время их пластинки по лицензии были у нас изданы, это такой независимый, альтернативный рок. А группа ''The Breeders'' была основана еще в 1988 году в Бостоне. Так вот, по мнению читателей журнала ''Rolling Stone'' или посетителей интернет портала ''Rolling Stone'', именно группа ''The Breeders'' с песней “Happiness is a Warm Gun” достойна того, чтобы занять восьмое место в этом хит-параде.
Иван Толстой: Восьмое место! Я помню, сколько раз переслушивал я эту песню, когда мне было лет 13 или 14. Пластинка в этом месте, это первая сторона ''Белого альбома'', если кто помнит, как пользоваться виниловыми пластинками, она была запилена, как вообще мало что.
Андрей Гаврилов: Если вы смотрели фильм “Across the Universe”, посмотрите, как замечательно эта песня сделана там. Повторяю, этот фильм мил моему сердцу и очень многие исполнения битловских песен в нем, на мой взгляд, заслуживают всяческой похвалы. Вот если кто не видел фильма, когда будете смотреть, посмотрите, как там сделан клип на тему “Happiness is a Warm Gun”. А сейчас давайте перейдем к абсолютному классику, классику ритма блюза, классику соула, классику фанка, к великому Вилсону Пикетту, который занял в этом хит-параде девятое место с песней “Hey Jude”, в отличие от многих других исполняемой довольно часто другими музыкантами. Я хочу, чтобы мы послушали не только то, как поет Вилсон Пикетт, но во второй половине песни обратили внимание на гитару Дуэйна Оллмана, которая, на мой взгляд, является украшением этого варианта. Девятое место: Wilson Pickett “Hey Jude”
Иван Толстой: Я вижу, следующим в вашем списке идет Джони Кэш. Неужели он тоже перепевал, покрывал битловский репертуар?
Андрей Гаврилов: Вы знаете, Иван, хочется ответить: а кто этого не делал? Не зря в свое время битлов, если не всех, то, по крайней мере, Леннона и Маккартни, называли ведущими авторами-песенниками столетия, их сравнивали даже с Шубертом. Какой-то, я помню, был музыкальный критик или, даже, скорее, музыковед, который на волне битломании в 60-е годы опубликовал знаменитую статью, где была фраза, что они лучшие авторы песен (имелись в виду композиторы-песенники) после Шуберта в истории мировой музыки. Но это я оставлю на его совести, пускай с ним разбираются его коллеги-музыковеды. А вернувшись к десятому месту, да, конечно Джонни Кэш, как и очень многие другие, как тысяч других музыкантов по всему миру, пел песни ''Битлз''. И вот на десятом месте великий Джонни Кэш исполняет песню “In My Life”.
Иван Толстой: Андрей, интересно, а в каком возрасте музыканты главным образом берутся за каверы, существует ли такая статистика? Вообще правомочно ли подсчитывать возраст исполнителей, когда им хочется взяться за ''Битлз''?
Андрей Гаврилов: Нет, я думаю, это не правомочно, потому что у исполнителей разная продолжительность творческого пути. Тот же Джонни Кэш, продавший, кстати, более 50 миллионов своих альбомов, не считая посмертных продаж, работал довольно долго и, несмотря на то, что у него были паузы, связанные с алкоголем, наркотиками и прочее, тем не менее, он работал много лет. Группа, которая у нас была только что на восьмом месте, ''The Breeders'', работает неполных 20 лет можно считать, половину примерно творческого пути Джонни Кэша. Куча музыкантов, которые работают 10 лет, потом группа распадется, потом кто-то перестает выступать. Я не уверен, что здесь правильно так подсчитывать. Другое дело, что можно сделать вывод по некоторым просто хронологическим данным, что очень много появляется молодых исполнителей, особенно в мире рок музыки, не попсы, при всем уважительном к ней отношении, которые поначалу хотят идти своим путем (и, слава богу), отвергая всех от ''Битлз'' до, положим, ''Led Zeppelin'' и AC/DC, то есть отвергая все, что было сделано до них и, конечно, они сходу перепевать битлов не собираются. Очень хорошо, пускай идут своим путем. Но если не философствовать, а пытаться ответить на ваш вопрос кратко, нет, я не думаю, что есть такая статистика и что постановка вопроса оправдана. Хотелось бы сказать, правда, что когда, наконец, умудренный опытом или кем-то музыкант наконец-то понимает всю глубину этих песен.... Но я боюсь, что мы сказать этого не можем.
Иван Толстой: Или, наоборот, по глупости, по молодости: а попою-ка я ''Битлз'' и стану от этого более известным.
Андрей Гаврилов: Но следующая группа у нас, кстати, так и называется ''Звуковая молодежь'' - ''Sonic Youth''. В 80-е годы, как писала о них ''Энциклопедия Рок-н-Ролла'' того же журнала ''Rolling Stone'', они ''стали ярчайшим маяком альтернативного рока''. И в дальнейшем, уже после 80-х годов, оказывали огромное влияние на творчество групп нового поколения. Они записали битловскую песню “Within You Without You”.
Это было одиннадцатое место, группа ''Sonic Youth'', и я боюсь, что на этом нам придется закончить обзор каверов или перепевок ''Битлз'', тем более, что следующий номер, номер двенадцатый - Элтон Джон, исполняющий ''Люси в небесах с бриллиантами'' (“Lucy in the Sky with Diamonds”), мы слушали, правда, немножко в другой версии, в прошлый раз. В прошлый раз мы слушали вариант, где ему подпевал Джон Леннон, это был фрагмент их концертного выступления. Читатели ''Rolling Stone'' выделили студийную запись, где Элтон Джон без Джона Леннона сам исполняет “Lucy in the Sky with Diamonds” но, в общем, я думаю, нет необходимости ее слушать. У нас осталось из хит-парада журнала ''Rolling Stone'' три песни:Сара МакЛахлан ''Black Bird'', Эллиот Смит '' Because'' и Гарри Нильссон (Нильсон), старинный приятель Джона Леннона ''You Can't Do That''.
Я думаю, Иван, что мы это перенесем на следующий раз, не будем комкать песни, лучше дадим их послушать в более полном варианте.