Манана Асламазян: остаться академиками

Мана Асламазян рада получить вторую премию "ТЭФИ"

Бывший директор "Интерньюс" Манана Асламазян, заочно получившая премию ТЭФИ Академии российского телевидения, призвала первого президента телеакадемии Владимира Познера не выходить из состава организации. А всех остальных телевизионщиков - начать уважать телезрителя, отказавшись от кредо "пипл схавает".

Впервые за 16 лет существования премии ТЭФИ на церемонии награждения не назвали имени победителя в самой престижной номинации - "За личный вклад в развитие телевидения". Лауреатом стала Манана Асламазян, возглавлявшая до недавнего времени организацию "Интерньюс". Премию она получила за важнейшую роль в подготовке кадров для регионального телевидения.

Президент Академии российского телевидения Михаил Швыдкой заявил "Интерфаксу" в понедельник, что "сам факт присуждения Асламазян ТЭФИ гораздо важнее, чем то, объявили ее на церемонии или нет". "Я не хотел подставлять канал-вещатель, поскольку у него могли быть свои представления и свой взгляд на те или иные вещи", - отметил Швыдкой. Но генеральный продюсер транслировашего церемонии "Пятого канала" Наталья Никонова сказала, что из церемонии ничего бы вырезать не стала.

Первый президент Академии российского телевидения тележурналист Владимир Познер, отсутствовавший на церемонии вручения премии, сообщил на сайте радиостанции "Эхо Москвы" что голосовал за Манану Асламазян, хотя на ее победу не надеялся: "Тот факт, что со сцены не назвали имя победителя в самой престижной номинации "За личный вклад в развитие российского телевидения" Мананы Асламазян, меня шокирует. С одной стороны, конечно же, Манана Асламазян абсолютно достойна этой награды. И она каждый год фигурировала в этом списке, насколько я помню. И был момент, когда она могла победить, но были такие разговоры, что если она победит, то могут закрыть академию. То, что ее не объявили, это шок не то чтобы отрицательный, а вообще я не очень понимаю, как с этим справиться, это позорное совершенно явление. И конечно, оно связано с политикой. И моя первая реакция – это выйти из состава Академии"

Свое отношение к премии ТЭФИ, а также событиям, сопровождавшим ее вручение, Манана Асламазян выразила в интервью Радио Свобода:

- Рады ли вы получить ТЭФИ? Почему вы не были на церемонии вручения?

- Я могу только сказать, что я очень рада, что я получила эту премию. Я благодарна всем, кто за меня проголосовал. Я сожалею, что не смогла приехать по личным мотивам. Честно говоря, я сейчас получаю огромное количество поздравлений. Я этому очень рада, но все поздравления омрачены тем, что вокруг этой премии возникло очень много публикаций - чего-то такого, чего бы я совершенно не хотела. Я даже видела письмо Владимира Владимировича Познера о выходе из Академии. Единственное, что я хочу сказать: я ни в коем случае не хочу, чтобы этот случай был причиной выхода кого бы то ни было из Академии, потому что мне кажется, что Академия очень нужна. Нужны четкие профессиональные стандарты мастерства. Несмотря на внутренние разногласия, несмотря на некоторые скандалы, которые были за эти 16 лет, все-таки побеждали сильные и звездные работы. ТЭФИ для всех, кто работает на телевидении - некий эталон качества. Поэтому хочется, чтобы эти дрязги не мешали чистоте этого эталона, чтобы по-прежнему академики голосовали тайно, четко, обозначая критерии мастерства. В данном случае, я благодарна всем, кто меня поздравил, но ни в коем случае не хотела бы, чтобы кто-то выходил из Академии из-за меня.

- В письме Олега Дормана прозвучали другие оценки.

- Я должна сказать, что "Подстрочник" на меня лично произвел огромное впечатление. Я посмотрела на одном дыхании уже не по телевизору, естественно, а на дисках, и не могла оторваться. Я понимаю академиков, которые голосовали за эту работу, потому что это действительно замечательная работа. Наверное, я даже могу понять Олега Дормана, отказавшегося от премии. Наверное, это что-то очень личное. Но в любом случае, мне кажется, я лично не могу так поступить, потому что за меня голосовали люди, и я
Телевидение наше должно поумнеть. Это личная ответственность тех, кто работает на телевидении
благодарна им. Мой отказ от премии был бы... Я вообще не понимаю, зачем я должна отказываться? А что касается его критичного отношения к развлекательным программам на нашем телевидении или, я бы даже сказала, к отсутствию серьезных, образовательных программ, то мы об этом все много говорим, и эту точку зрения я вполне разделяю. Телевидение наше должно поумнеть, стать более независимым, более качественными, более сбалансированным.

- А как это сделать?


- Как это сделать? Это личная ответственность тех, кто работает на телевидении - начальников, владельцев, журналистов. Не бояться, думать о своем зрителе с уважением, а не думать, что "пипл хавает". Думать, конечно, о рейтингах, но понимать, что не только рейтинги, а еще и качество должно быть. В этом смысле как раз ТЭФИ - это то место, где рейтинги не играют роли, а роль играет оценка коллег, которые посмотрели эту работу, знают ее, любят этих авторов или программу в эфире. В этом смысле конкурс - это один из инструментов воздействия на качество телевидения. Другое дело, что, конечно, ТЭФИ такой маленький инструмент - через неделю все забывают, и все возвращается на круги своя, и рейтинги вновь становятся самым главным, самым важным. Но не только рейтинги, конечно, а и понимание руководителями того или иного канала сегодняшней политической конъюнктуры, сегодняшней ситуации в стране. И, конечно, каждый канал осуществляет свою стратегию самостоятельно. Есть менее опасливые люди, есть более осторожные. Мы все это знаем.

- Продюсерам неоднозначного сериала "Школа" дали ТЭФИ. Как вы к этому относитесь? Кстати, режиссер Валерия Гай Германика закончила "Итерньюс".

- Да, она училась в нашей школе, независимой школе кино и телевидения и была такой с первого дня, как поступила и как окончила - абсолютно независимый человек, с легкой сумасшедшинкой. Я рада, что сериал в принципе получил ТЭФИ. Я знаю, что она была крайне огорчена. Для меня это странно. Потому что для Гай Германики внешние признаки успеха не должны играть никакой роли, на мой взгляд. "Школа" вообще обласкана большим количеством премий, вниманием и даже рейтингами. Поэтому Гай Германике обижаться не следует, - сказала Манана Асламазян.

Напомним, в январе 2007 года в аэропорту "Шереметьево" при возвращении из Парижа Манана Асламазян была задержана. По данным следствия, при прохождении таможенной границы она не декларировала в установленном порядке 9,55 тысяч евро и более пяти тысяч рублей.

Позже сотрудники правоохранительных органов провели выемку документов в организации "Интерньюс", генеральным директором которого являлась Манана Асламазян. В отношении нее было возбуждено уголовное дело по статье "контрабанда", однако позже в соответствии с решением Конституционного суда РФ оно было прекращено и переквалифицировано на статью 16.4 КоАП РФ (недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ). В сентябре 2008 году отдел административных правонарушений Шереметьевской таможни присудил Мананы Асламазян штраф в 1000 рублей.

Манана Асламазян покинула Россию в 2007 году, заявив, что вынуждена свернуть деятельность своей организации на территории России, поскольку подвергается уголовному преследованию необоснованно. С 2008 года Манана Асламазян работает директором независимой некоммерческой организации "Интерньюс-Европа" в Париже.