Владимир Кара-Мурза - о Следственном комитете

7 сентября 2010 года. На торжестве в честь третьей годовщины создания СКП

Президент России Дмитрий Медведев в понедельник, 27 сентября, подписал указ о создании Следственного комитета Российской Федерации, сообщила пресс-служба Кремля. Новое ведомство создается на базе Следственного комитета при прокуратуре России и является его правопреемником. В понедельник же Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект федерального закона " О Следственном комитете Российской Федерации".

Владимир Кара-Мурза: Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации самостоятельного Следственного комитета и внес в Государственную думу проект федерального закона "О следственном комитете Российской Федерации", сообщила в понедельник пресс-служба Кремля. Согласно законопроекту, Следственный комитет отделяется от Генеральной прокуратуры и начинает функционировать как самостоятельная структура. "Двухлетняя практика деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации показала необходимость более четкого разграничения функций прокурорского надзора и предварительного следствия", - говорится в сообщении кремлевской пресс-службы. "Функционирование следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивать законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан". За созданием Следственного комитета должно последовать выведение следствия из других правоохранительных органов с их последующих объединением на базе единого Следственного комитета, а также расширение функций прокурорского надзора. О том, обещает ли подлинную самостоятельность Следственного комитета сегодняшний указ президента Медведева, мы сегодня беседуем с Владимиром Калиниченко, бывшим следователем по особо важным делам Генпрокуратуры СССР и Алексеем Розуваном, генерал-лейтенантом милиции в отставке, членом думского комитета по безопасности, депутатом от фракции "Единая Россия". Как строилось следствие в Советском Союзе, и позволит ли новая система повысить объективность следствия?

Владимир Калиниченко: Прежде всего нужно сказать о том, что за 40 лет деятельности профессиональной я знаю эту тему, которая неоднократно обсуждалась, и рано или поздно ее нужно было решать – создание единого Следственного комитета. Почему он не
Если не будет прокурорского надзора, мы получим такую же вертикаль, которая сложилась в милиции, где в условиях безнаказанности мы получили то, что мы имеем сегодня
создавался в течение этих сорока лет? Потому что было огромное противодействие различных силовых структур, каждая тянула одеяло на себя. То есть военная прокуратура и следователи были на содержании Министерства обороны, не хотело расставаться со следствием. Комитет государственной безопасности имел свое следствие, так же не хотел его терять. Щелоков пытался перетянуть предварительное расследование в МВД. Точно так же не хотела расставаться прокуратура. То есть все понимали, каким важным оружием в борьбе политической, внутренней является предварительное расследование. Поэтому создание Следственного комитета, мне представляется, было неизбежным. Хотя я должен сказать, что после развала Советского Союза по этому пути пошел первый Казахстан. Оказалось неудачным, и они вернулись на круги своя. Но это совершенно не означает, что принятое сегодня решение является неверным. Я думаю, что оно является правильным.
Но здесь нужно понимать, с моей точки зрения, одну очень существенную вещь. Когда создавался Следственный комитет при прокуратуре, то есть СКП который был, в нем была очень интересная ситуация – они были при прокуратуре, но фактически прокурорский надзор за деятельностью СКП отсутствовал. И поэтому внутри этой структуры возникли так называемые работники - это были не прокуроры, работники следственного комитета, которые осуществляли так называемый процессуальный контроль. Это было то же самое, что было в прокуратуре, только с несколько другим названием. Поэтому, чтобы много не говорить и пространно, я считаю, что создание Следственного комитета, во-первых, он безусловно должен быть единым. Я понимаю, что организационно это делать пока очень сложно, потому что для этого нужны здания, помещения, финансирование определенное. Это вопрос времени. Должно быть единое следствие, но при одном, с моей точки зрения, очень важном условии – при наличии действенного прокурорского надзора. То есть нужно вернуть прокуратуре реальные функции надзора за законностью и соответствующими возможностями реагирования на нарушения закона.
Если такой баланс будет соблюдаться, то есть "разделяй и властвуй", то тогда из Следственного комитета получится что-то путное. Но если этого не будет, то будет то, что мы имели, "хотели как лучше, а получилось как всегда". Потому что сама структура по вертикали будет защищать сама себя. И сегодня, работая, занимаясь адвокатской практикой, сталкиваясь с СКП, я могу сказать, что даже те ходатайства, жалобы, в которых я знаю, что я стопроцентно прав, они наталкиваются на неприятие руководителей различного ранга в СКП. И поэтому если не будет прокурорского надзора, мы получим такую же вертикаль, которая сложилась в милиции, где в условиях безнаказанности мы получили то, что мы имеем сегодня.

Владимир Кара-Мурза: Каковы были, по-вашему, недостатки прежнего положения вещей, когда Следственный комитет функционировал в системе прокуратуры Российской Федерации?

Алексей Розуван: Недостатки в основном заключались в том, что в одном ведомстве и расследование осуществлялось, и это же ведомство осуществляло надзор за своим следствием. Поэтому и суть реформы, которая произошла три года тому назад, заключалась в том, чтобы следствие было самостоятельным, и прокуратура осуществляла только лишь надзор. Это решение президента о создании Следственного комитета России, оно де-юре того факта, следствие практически было самостоятельным, и хотя было при прокуратуре, фактически действовало самостоятельно. И это, на мой взгляд, действительно первый шаг к тому, чтобы в перспективе создать единый Следственный комитет на базе Следственного комитета, который создан указом президента.

Владимир Кара-Мурза: Юрий Скуратов, бывший Генеральный прокурор Российской Федерации, считает, что сделан шаг в верном направлении.

Юрий Скуратов: Это правильное решение. Оно, во-первых, снимает целый блок серьезных вопросов о соответствии конституции. По поводу предыдущей реформы, когда следственный комитет был в рамках прокуратуры, это была нелепая конструкция, когда внутри единой жестко централизованной системы существовала самостоятельная автономная прокуратура и подразделение. Если реально будет обеспечено усиление прокурорского надзора, о чем говорил Бастрыкин, то это тоже будет правильно. Потому что внутриведомственный контроль показал свою полную несамостоятельность и ограниченность. Поэтому, я считаю, что это правильный шаг. Другое дело, что все преимущества от новой структуры можно получить только лишь тогда, когда реформа будет завершена, и туда будет присоединено следствие от МВД, ФСБ и наркоконтроля, тогда эта система сможет заработать на полную мощность. Но как шаг в этом направлении, правильный шаг, я готов поддержать это предложение.



Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.