Журналист Леонид Радзиховский - о последствиях отставки Лужкова

Леонид Радзиховский

Комментаторы продолжают анализировать отставку Юрия Лужкова со своего поста. В каком-то смысле теперь уже бывший московский градоначальник сделал сознательный выбор, пойдя на конфронтацию с властью. И возможно нынешняя отставка – далеко не последний залп начавшейся войны.

О том, как в дальнейшем могут развиваться отношения Юрия Лужкова с федеральной властью, размышляет журналист Леонид Радзиховский:

– Я думаю, что дальнейшая конфронтация все-таки крайне маловероятна по нескольким причинам. Для начала я бы не стал переоценивать Лужкова. Начать в 74 года политическую войну, а тем более объединить вокруг себя кого бы то ни было, по-моему, совершенно нереально. Москву в стране просто ненавидят все, кроме самих москвичей, поэтому вряд ли бывший мэр Москвы, про коррупционное ведение дел которым знают все, может стать лидером чего бы то ни было, кроме Садового кольца.

Плюс к этому я думаю, что свой лимит храбрости наш "кремниевый Лужок" исчерпал в этом последнем отчаянной поступке. У него, как я понимаю, был выбор: подать прошение об отставке по собственному желанию, или дождаться пинка. Он выбрал последнее. Я думаю, что в этом решении было не столько политических соображений, сколько личных, потому что подать "по собственному" – это, в общем, подставить лысину – плюньте на нее. Он такой, да, он упертый – не хочет, чтобы ему на лысину плевали, это правда. Но воевать, разворачивать бунтарское знамя – нет, для этого у него кишка тонка. Он чиновник, а чиновник никогда ни против кого не бунтует. Лужков – тот самый крепкий хозяйственник до мозга костей, хоть и с публичными заморочками. Это первое.

Второе. О крупных коррупционных делах, связанных с именем Лужкова, не говорит разве что ленивый. Но я не думаю, что Медведев пойдет по пути преследования бывшего мэра именно за эти дела. Над московским котлом только подними крышку – такая пойдет вонь, что потом эту крышку обратно уже не навалишь. Невозможно начать коррупционные дела в Москве – не в Туле где-нибудь, или в Калмыкии, а в Москве, и не зацепить Красную площадь. Крупное коррупционное дело против Лужкова возможно только при одном раскладе: если Медведев действительно хочет начать системную революцию, то есть смену режима, складывавшегося в течение 10 последних лет. Тогда да, начать сейчас войну против Лужкова разумно. Но я думаю, что у Медведева на это окаянства не хватит. Он был в безнадежном положении, и если бы и дальше терпел Лужкова, то поставил бы на себе крест как на президенте за полтора года до президентских выборов, поэтому он и принял трудное, но вполне ему посильное решение.

Я думаю, что этим все в Москве и закончится. А вот какими будут общеполитические последствия этого решения в избирательной кампании 2011-12 года – это другой вопрос.

– Мы видели, что Владимир Путин никак не высказывался по поводу конфликта с Юрием Лужковым, в то время как из окружения Дмитрия Медведева постоянно шли утечки, что вот-вот Лужкова уберут.

– Я не верю в то, что Лужков, какой бы он ни был кремень, один с гармошкой пошел бы на пулемет. Я еще раз повторяю, я в такие героические черты крепких хозяйственников не верю.

– А может у Лужкова просто голова закружилась?

– У них голова очень хорошо кружится, когда они встречают своих холуев, могут их от головокружения легко в стенку вбить. Но почему-то при появлении начальника голова, как правило, начинает кружиться в прямо противоположную сторону, и спины гнутся, и шеи гнутся, и коленки подгибаются. Так устроен чиновник, это его чиновничья психология.

– Юрий Лужков – чиновник с публичным прошлым, с опытом выборов и более того, даже с опытом противостояния команде Владимира Путина на выборах 1999 года.

– Я помню, что происходило. Я прекрасно помню, как после этого Лужков и Примаков сломались, как они очень быстро наладили отношения с другой командой. Да, Лужков с публичной харизмой, человек безумно самолюбивый, зализанный до такой степени, что действительно поляну не видел, но один с гармошкой на пулемет он бы в жизни не пошел. Он это мог делать так отчаянно и, прямо сказать, нагло только при одном условии: если он имел, как ему казалось, какие-то гарантии со стороны Путина. Имел ли он эти гарантии или нет – это мы не узнаем уже никогда. Тем более, у них могут быть здесь разночтения. Но демонстративный нейтралитет Путина в этом деле говорил сам за себя.

Совершенно очевидно, что стратегически Путин, как главный архитектор вертикали, был категорически не заинтересован в том, чтобы Лужков и дальше бузил и демонстрировал феодальные вольницы и способность крупного феодала посылать короля куда подальше. Стратегически Путину это было абсолютно невыгодно. Но тактически в преддверии президентских выборов 2012 года для премьера могла быть вполне выгодна ситуация, при которой Медведев показывает, что он ничего не может – во всяком случае без Путина. Это был бы явный сигнал всем элитам, кто главный, за кого надо держаться. Поэтому, мне кажется, последнее время вопрос был уже не в отставке Лужкова (было очевидно, что отставка будет), а в том, на чей счет пойдет политический дивиденд с этой отставки – Медведева или Путина. Например, Лужков мог встретиться с Путиным, поговорить и написать добровольное прошение об отставке – это была бы триумфальная победа Путина, естественно, победа над Медведевым. Но ситуация разрулилась таким образом, что дивиденд этот пойдет в карман Медведеву. То, что он долго не мог снять Лужкова, это все ерунда, это забудется. А останется в памяти то, что он умеет не только с Грузией и Лукашенко воевать, но и делать действительно трудные вещи – например, снять исключительно влиятельного, мощного человека. Поэтому я думаю, президентские амбиции Медведева получили сильнейшую подпитку. Медведев готовится взлететь на президентскую кампанию 2012 года. А каковы на сей счет планы Путина –мы скоро узнаем.

– Все-таки корпорация московского чиновничества сильна, есть у нее возможность противодействовать… Будет ли процесс назначения мэра договорным, и не будут ли навязывать какого-то кандидата?


– Ни черта они не могут, ни черта они не сделают! Будут трястись за свои шкуры. Тем более шкуры тяжелые, денег там – сами понимаете… Скелетов на каждый шкаф хватит. И если дело против Лужкова поднять побоятся, то раздавить, как блоху, любого депутата Московской городской Думы с его 100 миллионами долларов и домами с Санта-Монике – это одним мизинцем. Оттяпать у них их рынки, строительные компании… В общем, от того, что "кепка" перестала "крышевать" Москву, абсолютно ничего не изменится. "Крыша" ушла, "крыша" пришла. Эти люди мгновенно, без малейшего скрипа развернутся на 180 градусов. Вопрос в другом: новому начальнику-то они нужны или нет? На черта ему эти депутаты? Засиделись, глаза заплыли, от стульев не отдираются. Ну, другие придут. В общем, чиновная фронда в Москве – это абсолютная чепуха, эти люди абсолютно ни на что не способны. Другое дело, что точно так же не верю я и в радикальную чистку. С чего верхнее начальство начнет изображать матросов в кожанках и Дзержинских?

– То есть их грязью закидают, если они хоть что-то сделают, начнут распространять доклад Немцова по партийным организациям "Единой России"…

– Да нет, их просто поснимают и под суд отдадут. У нас на крупные должности не назначают. Эти должности, как всем известно, выкупают. Судите по прецеденту. Лужков первый что ли? Вот Рахимов – намного более одиозная фигура, чем Лужков, а что он получил? Орден "За заслуги" первой степени на дорожку. Лужкову такой дать нельзя, у него этот орден уже есть. Поэтому ничего радикального с чиновниками в Москве делать не будут. Конечно, ротация пойдет, не очень бодро, не в темпе 1937 года, но она несомненно пойдет. Да, будет потихонечку-полегенечку передел строительного рынка, передел рынков в Москве, но это все нормальные проблемы. Судите по прецедентам, которые были после падения таких гигантов, как Россель, как Шаймиев…

– Есть такая версия, что Лужкову предлагали хорошие должности: глава Совета Федерации или глава корпорации "Олимпстрой" по строительству олимпийского Сочи. Почему же Юрий Михайлович не понял, что это хорошие варианты?

– Я сомневаюсь, что ему предлагали Совет Федерации. А насчет "Олимпстроя", я не думаю, что в 74 года он взял бы на себя этот хотя и денежный , но очень тяжелый и нервный проект. Это все же в значительной степени придуманная проблема. Через 9 месяцев Лужкову так и так было уходить. Почему с такой яростью его вышвыривали именно на 9 месяцев раньше, и почему он так отчаянно сопротивлялся…Проблема была в амбициях. Мне кажется, Медведеву надо было показать, на что он способен, а Лужкову хотелось показать, на что он способен. Вот оба и показали себя – на что каждый способен.

–А как обрадовалась российская демократическая оппозиция…


– Да, "движуха" пошла. Но дело-то не в Лужкове. Выборы на носу. Если и существует противоречие между Путиным и Медведевым, причем противоречие – так, пустячок – по вопросу, чье кресло, то, очевидно, что политическая публичная жизнь актуализируется. И в этой ситуации для оппозиции появляется какой-то просвет. Так что в этом смысле всех нас, жителей России, можно поздравить, что у нас появился какой-то шанс…