''Переслушивая ''Свободу''

Иван Толстой: На очереди наша рубрика ''Переслушивая ''Свободу''. 30 лет назад женское движение в СССР было разгромлено органами безопасности с помощью испытанного приема – высылки наиболее активных феминисток за границу. 12 октября 1980 года специальная передача на эту тему начиналась вступительным словом Галины Зотовой.

Галина Зотова: 20 июля из Советского Союза были высланы за рубеж три женщины: Татьяна Горичева, Наталья Малаховская и Татьяна Мамонова. Еще раньше, под угрозой репрессий, была вынуждена уехать поэтесса Юлия Вознесенская. В конце сентября Татьяна Мамонова прибыла во Францию. Парижский корреспондент Радио ''Свобода'' Фатима Салказанова рассказывает о том, за какую деятельность эти женщины поплатились высылкой, рассказывает о пребывании Татьяны Мамоновой во Франции, об интервью, которое она дала Радио ''Свобода'' и об ее планах на будущее. Включаем нашу парижскую студию.

Фатима Салказанова:
Юлия Вознесенская, Татьяна Горичева, Наталья Малаховская и Татьяна Мамонова - четыре ленинградки, теперь уже бывшие. Их наказали лишением родины за участие в организации независимого женского движения, за создание свободных женских самиздатских журналов. Давно известно, что при тоталитарных режимах любого толка, любой окраски люди, облаченные властью, одновременно трусливы и жестоки. В СССР эти люди испугались возможного распространения в стране идей движения освобождения женщин, испугались, что не смогут взять это движение под свой контроль и, чтобы избавиться от этого страха, применили репрессии, лишив четырех ленинградских женщин права жить на родине. Чем же напугало их распространение феминистках взглядов в стране? Тем, что женщины, возродившие теперь в России это движение, говорили и писали правду. Правду о безысходном существовании женщин, о женской беде, о женском горе, о бесчеловечном обращении с женщинами в семье, на работе, в родильных домах. Татьяна Мамонова рассказала в одном из своих интервью во Франции о возникновении идеи создания женского журнала. Она говорила о том, что встречаясь и разговаривая с женщинами, была потрясена не только их тяжелой судьбой, но и тем, что женщины привыкли считать свою беду, свое горе, свою тяжелую жизнь частной проблемой. Каждая страдала в одиночестве, подозревая, что ее беда - проблема не личная, что это проблема общая и что решение этой проблемы невозможно в одиночку.
Но, скажете вы, в Советском Союзе ведь есть женские организации, есть, например, ''Комитет советских женщин'', в котором председательствует космонавт Николаева-Терешкова, и есть женский журнал ''Советская женщина'', издаваемый этим комитетом на 14 языках. В действительности этот журнал проблемами женщин никогда не занимался и не занимается. Это просто один из многочисленных рупоров советской пропаганды.
Есть у Александра Галича прекрасное стихотворение под названием ''История о том, как Клим Петрович выступал на митинге в защиту мира''. Это история о рабочем, который должен был выступить на митинге, но те, кто писал за него доклад, перепутали тексты, и вот старый рабочий рассказывает, как он вышел на трибуну и начал читать свою речь:

Израильская военщина,
Известная всему свету,
Как мать говорю и как женщина,
Требую их к ответу.
Который год я вдовая,
Все счастье мимо,
Но я стоять готовая
За дело мира.


''Комитет советских женщин'' и возродившееся в стране феминистское движение очень по-разному относятся к проблемам женщин, очень по-разному видятся им эти проблемы. В то время как ''Комитет советских женщин'' клеймит израильскую военщину, феминистки ищут ответа на вопрос, почему у советской женщины, как сказал, Галич, ''все счастье мимо'', что мешает ей быть счастливой. Статьи, опубликованные в первом самиздатском женском журнале ''Женщины и Россия'', содержат размышления именно над этими проблемами. Первый номер этого журнала появился в Ленинграде в сентябре прошлого года. Начались вызовы в КГБ, угрозы. Редакторов или, может быть, лучше сказать редактрисс, предупредили, что если выйдет второй номер журнала ''Женщины и Россия'', начнутся аресты. Второй номер журнала ''Женщины и Россия'' не вышел, но зато вышел первый номер журнала ''Россиянка'', то есть журнал изменил название. Потом появился журнал ''Мария''.
Журналы эти были с большим вниманием встречены на Западе. Журнал ''Женщины и Россия'' был вскоре переведен на несколько европейских языков. О своей поддержке независимого женского движения в СССР заявили западные феминистки. Французское ''Движение освобождения женщин'' послало в Ленинград делегацию, чтобы встретиться, познакомиться, поговорить с организаторами аналогичного движения в СССР. Это же движение, в частности, его издательство ''Des Femmes'', взяло на себя публикацию ленинградских самиздатских женских журналов на французском и на русском языках, пересылку в СССР изданий на русском языке и, кончено, защиту ленинградских редакторов от репрессий. В конце сентября Татьяна Мамонова прибыла в Париж по приглашению Французского Национального телевидения и издательства ''Des Femmes''.
В интервью, которое Татьяна Мамонова дала нам в Париже, я попросила ее рассказать нам о своих планах на будущее. В тот день, когда она пришла к нам в парижскую студию, агентство ''France Presse'' сообщило, что Мамонова поступает на постоянную работу в издательство ''Des Femmes'', руководимое французским ''Движением освобождения женщин''. На мой вопрос, чем она будет заниматься в этом издательстве, о чем она будет писать, Татьяна Мамонова ответила:

Татьяна Мамонова: В Советском Союзе все больше появляется женщин, заинтересованных в том, чтобы сказать то, что они думают, и наш альманах, и также второй журнал, который возник в Ленинграде, предоставляют женщинам возможность выразить себя. Но никогда не надо забывать о том факте, что женщины - это половина населения. Население Советского Союза довольно большое, и женщин очень много. Если власти будут допускать репрессии в адрес одних женщин, то за ними будут вставать другие женщины.

Фатима Салказанова: Вы думаете, что движение будет шириться?

Татьяна Мамонова: Обязательно! Конечно!