Хочу поблагодарить всех читателей моего блога, в особенности тем, кто оставляет комментарии. Я с интересом слежу за вашей реакцией, и постепенно постараюсь ответить на возникающие у вас вопросы.
Согласна с утверждением Ильи из Санкт-Петербурга, что понятие «божество» в буддизме не следует воспринимать буквально. В этой религии нет единого Бога-творца, некоего создателя. Буддисты верят в карму (в переводе с санскрита «деяние») и бесконечный круг новых перерождений. Причем под действие кармы подпадают и сами боги.
Иногда в шутку мы говорим: «Значит, у меня такая карма». И даже не представляем, сколь близко подходим к правильному, - с буддистской точки зрения, - объяснению различных событий. Карма – причинно-следственная связь, которая соединяет каждый поступок, слово, даже мысль человека в прошлой жизни с теми ситуациями, которые он сталкивается сейчас, или с которыми он может столкнуться в следующем рождении. Это и есть круг сансары (на санскрите звучит как «самсара») – череда перерождений. Только работая над собой и совершенствуя себя, можно искоренить причину перерождений и достичь нирваны (в переводе – «безветрие, угасание страсти и ненависти»). Нирвана – это не смерть, это – жизнь, просто в ином качестве, жизнь совершенного духа, свободного от желаний и страстей.
Будды и бодхисаттвы (те, кто, достигнув просветления, сознательно отказывается от нирваны с целью спасения всех живых существ) не наказывают грешников и не поощряют праведников. В буддизме нет, как такового, понятия церкви в качестве посредника между верующими и богами, есть община. Для буддистов всего мира, несмотря на различия в направлениях и ответвлениях религии, существует общее понятие «Трех Драгоценностей»: Будда («пробужденный»), Дхарма («учение») и Сангха («община»).
Замечательнейшим образом, мне кажется, удалось показать, общие стороны и, в то же время, обратить внимания на различия в подходах к учению сотрудникам Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге. Здесь 28 сентября состоялось открытие нового раздела постоянной экспозиции «Религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм».
Для меня музей истории религии давно уже стал примером верного подхода к музейной работе. Создатели экспозиции Ольга Хижняк и Валентина Мазурина соединили разные современные средства подачи информации и экспонаты, чей возраст измеряется веками. На фоне фигур в костюмах для мистерии Цам (особые ритуальные танцы, исполняемые ламами) крутят фильм с картинками одной из таких мистерий. На выставке представлены атрибуты и одеяния монахов различных направлений буддизма. Отдельные залы посвящены религиям Индии, в том числе основному течению крупнейшей в мире национальной религии – индуизма, разнообразным верованиям Китая и Японии, где на протяжении столетий соседствуют буддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм.
Постоянно манит к себе «буддистский рай». Вернее, так называемый «буддистский рай», поскольку ни рая, ни ада в буддизме попросту нет. Есть чистая сфера, где правит тот или иной Будда. Экспозиция в музее называется «Сукхавати – чистая земля Будды Амитабхи» (Будда западного направления, чье имя в переводе с санскрита обозначает «неизмеримый свет»). Это – настоящий музейный шедевр, основу которого составляет макет Сукхавати, специально созданный более ста лет назад монахами старейших дацанов Бурятии по заказу князя Ухтомского, и современные аудио и визуальные средства представления экспонатов. Кажется, что вы идете по звездному небу действительно прямо в буддистский рай. Приглашаю!