Ксенопатриотизм

Грядущая перепись населения – не столько пере- (все и так записаны, некоторые даже с наборами фальшивых паспортов – улучшает демографические показатели), сколько живо-. Живопись, многоголовый портрет насельников России.

В прошлый раз, в 2002 году, в ход шли обычные приписки и мертвые души, власти Татарстана, например, сочли, что слишком мало людей записались татарами, а в Чечне население оказалось чуть не в полтора раза больше предполагавшегося, учтенного. В самой и без того многонациональной стране мира национальностей прибавилось: инки, печенеги, скифы, римляне, эльфы, хоббиты, гоблины, орки, джедаи, марсиане, лешие, гномы… Они, причем, многочисленней "малых народностей", в связи с чем теоретически могли претендовать на представительство в органах власти и бюджет. Но оказались скромны, хотя у многих из них "всё серьезно". Это не сугубо российский "уход от действительности" – в Англии при переписи 2001 года 1,5 % населения назвали себя джедаями, а в США 1% - гуманоидами.

Перестали люди хотеть быть гражданами, умучались в национальной и культурной идентичности, да и Земля стала вызывать клаустрофобию: всё близко, доступно, страны – как анфилада комнат одного и того же дома, нарезаешь круги, никуда отсюда не деться. Но в России, по крайней мере, нарастает кое-что новое. Одно – это протест. Появилось сообщество "Переписи – нет", манифест звучит так: "Россия - это государство, где власть не исполняет свои же законы, а людей, граждан той страны - которой руководит, считает назойливым приложением к территории богатой природными ресурсами. С этой властью, с этим государством, нормального человека ничего не связывает, и в этом государстве от него ничего и не зависит… Из сказанного напрашивается единственный вывод: нормальные граждане СВОЕЙ СТРАНЫ должны отказаться от участия в переписи населения, которая пройдет с 14 по 25 октября 2010 года". "Я – орк" - тоже своего рода протест, теперь он звучит как "меня в этом государстве нет". Новое – и развернувшиеся к переписи баталии: одни жители Сибири агитируют отвечать на вопрос о национальности – сибиряк, другие обзывают их предателями: нужно говорить "русские", иначе русских вообще не останется: москвичи собираются называть себя москвичами, так и будут: новгородец да кёнигсбержец (как некоторые калининградцы планируют отвечать). Упреки идут и с другой стороны: "Работаете на развал России?".
Национальная идентичность по топосу – очевидная тенденция; тем яростней сопротивление. С другой стороны, все больше людей, особенно молодых, презирает разборки с пеной у рта, маханием кулаками и статьями УК и не желает близко подходить к чему бы то ни было, чреватому словом "политика". Так родилось новое движение – ксенопатриотизм. Кто какую страну любит, к той себя и приписывает. Чужое и вообще романтичнее повседневного, но хармсовское "нас всех тошнит" стало практически массовым ощущением в России, растерявшей всякую идентичность. Среди ксенопатриотов больше всего ирландцев - наверное, святой Патрик тому виной: пабы, симпатичный трилистник, неизменная дата национального праздника (а не как в России – семь пятниц на неделе), соблазнительно, что он же – веселый карнавал в зеленых тонах. В Москве день Св.Патрика стал чуть не первым иностранным колоритом, в начале девяностых.

Среди ксенопатриотов можно найти кого угодно - японцы, англичане, шотландцы, валлийцы, каталонцы, бретонцы, гасконцы, и это не просто самоназвание: ксенопатриоты знают историю, язык и все что связано с выбранной родиной. А что – если в России выбирать можно только колбасу, приходится расширять сознание. Эскиз общероссийского портрета уже написан, ждем красок и последующей лакировки.