Соцсети Кащеи

Соцсети – образ жизни 21 века. Их всё больше. Традиционный, офлайновый, общественный организм слабеет, онлайновый крепнет: вместо общего гражданства – общие интересы, написать бумажное письмо и отправить его по почте – неосуществимый подвиг, а чем искать электронный адрес, проще черкнуть пар слов в "Фейсбук". Само понятие друг изменилось: "друзья" - незнакомые "в реале" – это те, кто общаются в соцсетях. У кого нет ни одного аккаунта – либо социопат, либо преступник, боящийся засветиться, либо пожилой человек, не успевший переформатироваться из телефонного абонента и любителя застолий в юзера-блогера. Теперь юзерами не становятся – ими рождаются. Не случайно фильм "Фейсбук" лидирует в американском прокате, с 28 октября он будет и в России, под названием "Социальная сеть".

Это как первый в истории фильм – братьев Люмьеров – где на экране просто ехал поезд. Зрители дико испугались. Сейчас, напротив, художники бьются над изобретением чего-нибудь сверхшокирующего, потому что у искусства остался один видовой признак: порождать дискуссии. Люмьеры шокировать не хотели – это в привычную реальность вдруг вторглось инобытие: откуда ни возьмись на тебя едет поезд и вот-вот задавит. Сходство в другом – еще вчера виртуальная реальность казалась эдаким кино, сегодня она и есть жизнь, со всеми, разумеется, плотскими к ней приложениями. Популярность фильма о "Фейсбуке" сродни интересу к библейской истории: откуда взялся Адам, как началась наша эра, а теперь вот - как мы переехали в новый сетевой мир. Старый отчаянно бьется головой о стенки своих тупиков, все еще существуя по единственной причине: на него откликается новый. Если вы хотите узнать, кто таков NN и не находите в поисковике ничего – NN не существует, хоть бы он и прогуливался каждый день перед вашим носом со своей собачкой. Но вы будете знать, что и он, и собачка – галлюцинация, обычное в наше время дело.

РФ – что как не галлюцинация (наши-не наши Крым, Дальний Восток, Кавказ, Москва-не-Россия и проч.)? В ЖЖ ее обзывают Эрефией, Рашей, Рашкой, сыплют цифрами всяческих мухляжей, типа закупки золотых кроватей на деньги налогоплательщиков, имущественных деклараций бедных чиновников и их богатых жен, ставят фотки зашкаливающе вульгарной "элиты" – типа вечеринки "Единой России" с голыми девками, чьи тела используются как рекламное место для извещения о победе на выборах. Реакция на политиков стала главной темой ЖЖ не случайно: чтоб реагировали, надо все время подбрасывать кащенковских дровишек в кафкианский огонь, но дошло это до путинского стана не так давно. Неважно, что о тебе думают и пишут, главное, чтоб думали неотступно и писали ежедневно, причем, "респект и уважуха" вызывают зевоту, а живую реакцию – цирк и позор. И каждый, кто хочет стать героем России – в соцсетях, а за ними и в СМИ, старается в этом направлении. Общее ощущение – что стране уже пора присвоить имя Кащенко, фонетически близкого к Бессмертному Кощею. А, учитывая перипетии, связанные с "Кафкой грефневой", неполиткорректность самого названия Россия, где русские не единственные и не главные (как когда-то в Империи), было бы разумно переименовать РФ в "Кащею", опять же буква щ – особая, только кириллице данная и другим языкам недоступная.

Причина тупиков никуда, разумеется, не делась, сами соцсети оттого так и распространились, что всего и всех стало необозримо много. "Пусть торжество икры над рыбой еще не грех, но ангелы не комары, и их не хватит на всех", – как предрекал поэт. Потому соцсети, родившиеся и полюбившиеся в качестве территории искренности, постепенно стали порастать той же ряской, что офлайн. Сюда ринулись спаммеры, которым – хоть тушкой, хоть чучелом – надо продвигать свой продукт. Ладно спамеры, но и настоящие блогеры как бы (по-сетевому - какбэ) тонко и незаметно гонят джинсу. Развелась целая армия ботов - компьютерных программ, которые массово добавляют в друзья, чтоб на них кликнули, каждый клик – денежка. Ну и политики обзавелись блогами, какбэ для общения. "Уже сегодня первые страницы заполнены непонятными блогами и микроблогами, которые читает и ставит ссылки кто-то за деньги. В первой сотне может быть и ЖЖ, и автономный блог, и твиттер, и все другие сервисы одного автора, с одинаковыми записями и отсутствием комментов. Скоро нормальные люди перестанут интересоваться блогами", – пишет популярный блогер uborshizzza. ЖЖ разъедает фальшь, скука, раздражение, блогеры Живого Журнала (именно он в России стал гражданским обществом, новой литературой, искусством, музыкой – "нашим всем") стали перетекать в фейсбук, который и есть рекламно-демонстрационная площадка, где все зовут всех на свои выставки-лекции-концерты-литвечера, заманивают в свои рестораны и магазины, показывают себя, реагируют на происходящее кратко, нажимая кнопку "мне нравится". Если общаться в ЖЖ было – дружить домами, делиться насущным ("градус эмоциональности снижается, снижается... Что остаётся? Обмен ссылками, информацией, в лучшем случае - деловой разговор", – сетует юзер emarinicheva), то фейсбук – это SMS-ка.

Соцсети так или иначе свою роль выполнили, став тем самым поездом-призраком люмьеровского фильма: они пришли из жизни (офлайна, реала), а затем жизнь стала строиться по их образу и подобию, как строилась она весь ХХ век "под кино", в конце концов офлайн и онлайн слились. В эту самую Единую Кащею. Теперь больше всего хочется стать невидимкой, социопатом, для начала я во всех сервисах сменила зеленый огонек, показывающий, что я в сети, на режим "невидимый".