Владимир Кара-Мурза - о деле "ЮКОСа"

Ходорковского и Лебедева обвиняют в хищении нефти и легализации незаконных доходов

В Хамовническом суде Москвы на прениях сторон по второму уголовному делу против бывших руководителей "ЮКОСа" Михаила Ходорковского и Платона Лебедева сторона обвинения будет просить более мягкого наказания. Как заявила в четверг, 14 октября, прокурор Гулчехра Ибрагимова, она намерена предложить учесть поправки в уголовный кодекс от 2010 года, которые, по её словам, улучшают положение подсудимых.

Владимир Кара-Мурза: В ходе начавшихся сегодня в Хамовническом суде Москвы прений сторон прокурор Ибрагимова заявила, что вина бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и экс-руководителя Менатепа Платона Лебедева полностью доказана исследованными в суде доказательствами. Однако обвинение будет просить для Ходорковского и Лебедева более мягкого наказания с учетом принятых поправок в Уголовный кодекс, касающихся статьи об экономических преступлениях. Представитель обвинения пояснила, что речь идет о принятых в 2010 году поправках, по которым снижается наказание за легализацию денежных средств. Ибрагимова добавила, что закон имеет обратную силу и может улучшить положение обвиняемых. Сегодня же стало известно о том, что в понедельник Платон Лебедев и Михаил Ходорковский дали первое очное интервью "Новой газете". Оно будет опубликовано сразу после того, как обвиняемые выступят с последним словом. Ориентировочное название "Я – зек, и сейчас вам кое-что скажу". "Новая газета" встречалась с Лебедевым и Ходорковским в Хамовническом суде с согласия судьи Данилкина, в присутствии конвоя без посредников. О том, как настроены фигуранты ЮКОСа перед вступлением процесса в завершающую стадию, мы сегодня говорим с одним из авторов очного интервью с Ходорковским и Лебедевым обозревателем "Новой газеты" Юрием Ростом и бывшим диреткором программ фонда "Открытая Россия" Александром Осовцовым. В какой атмосфере проходило интервью Лебедева и Ходорковского "Новой газете"?

Юрий Рост: Все происходило в суде. Лебедев и Ходорковский были в этом аквариуме. Мы общались через такое маленькое окошко. Собственно, у нас было два коренных и я пристяжной, потому что основным организатором, инициатором был Дмитрий Муратов, главный редактор "Новой газеты" и постоянный наш корреспондент в суде Вера Челищева. Подготовили вопросы, и они нам отвечали вполне доброжелательною. Было ограничено время на съемку и на разговоры. Выглядели они достойно и хорошо.

Владимир Кара-Мурза: В чем отличие, по-вашему, нынешней атмосферы и ситуации от обстановки, сопровождавшей первый процесс, тогда вряд ли было возможно очное интервью "Новой газете"?

Александр Осовцов: Надо сказать, что отличия внешнего свойства вообще очень велики. Потому что первый процесс проходил в обстановке повышенной, я бы сказал, агрессивности со стороны всей провластной структуры и всех, по крайней мере, проправительственных медиа и так называемых пикетчиков кремлевские все время выводили с пресловутыми "Вор должен сидеть в тюрьме" и прочей белибердой. В этот раз, надо сказать, что и федеральные телеканалы очень мало по сравнению с первым
И фарсовый характер второго обвинения, если бы он не грозил очень хорошим людям очень тяжелыми последствиями, то вызывал бы только смех, и ничего другого он уже и вызвать не может
процессом уделяют происходящему в Хамовническом суде и, разумеется, никаких пикетов нет, то есть даже имитации какой-то активности не происходит. И конечно, по ряду внешних параметров судья Данилкин ведет себя иначе, чем вела себя судья Колесникова. Ну, и что меня единственное, пожалуй, действительно радует – это, конечно, у Лахтина другое выражение лица совершенно.
Наконец, самое важное: если в прошлый раз никаких вообще даже проблесков не было в смысле надежды на что бы то ни было в плане приговора, я бы не сказал, что сейчас есть надежда, но есть, по крайней мере, убежденность в том, что гораздо большее количество людей понимает, что творится не правовой, даже нельзя сказать, что это правовой беспредел, потому что это все к праву не имеет никакого отношения, просто никакого принципиально. И фарсовый характер второго обвинения, если бы он не грозил очень хорошим людям очень тяжелыми последствиями, то вызывал бы только смех, и ничего другого он уже и вызвать не может. Вот, пожалуй, такова разница.

Владимир Кара-Мурза: Дмитрий Муратов, главный редактор "Новой газеты", приоткрыл завесу тайны над содержанием полученного интервью.

Дмитрий Муратов: Это было первое очное интервью. Лебедев и Ходорковский говорили о том, что такое свобода, что такое внутреннее ограничение, что такое страх за себя, который у них отсутствует. Лебедев так и сказал: "На некоторые вопросы отвечу вам как зек". И что такое опасение и беспокойство за своих близких и родных. Вот это одна часть интервью. Другая часть интервью касалась, естественно, и того, что связано с процессом, и того, что связано с политической ситуацией в стране, и какие вызовы стоят перед президентом, который придет к власти в 2012 году. Лебедев и Ходорковский приобрели какие-то качества личного мужества, огромного достоинства. Их речь литературная, интеллектуальная, они формулируют свои мысли, они очень точно себя ведут. И ощущения у нас, у Роста, Веры Челищевой, у меня, мы втроем беседовали с ними, о том, что эти люди должны служить родине, а не сидеть, лишенными свободы. Мне показалось, что они готовы к любому абсолютно исходу и беспокоит в первую очередь не личная судьба, а вообще, как состоится система профессионального судопроизводства, профессионального следствия.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.