Ходорковский и Лебедев в ожидании вины

Михаил Ходорковский и Платон Лебедев

В Хамовническом суде Москвы продолжились прения сторон по второму уголовному делу бывших руководителей компании ЮКОС Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.

"Анализ собранных доказательств позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на отрицание Ходорковским и Лебедевым своей вины, факты совершения ими преступлений доказаны". Такими словами прокурор Гульчехра Ибрагимова начала свою речь в судебном заседании 14 октября. После чего она огласила фрагмент фабулы обвинительного заключения, касающийся эпизода, связанного с хищением путем присвоения акций "Восточной нефтяной компании". Срок давности по этому эпизоду истек еще два года назад. На протяжении всего процесса и наблюдатели, и стороны недоумевали, для чего вообще рассматривать этот эпизод, если все равно никакого наказания по этому поводу суд назначить по закону не может. Недоумевал по этому поводу и отец Михаила Ходорковского, который присутствовал в сегодняшнем судебном заседании:

– Если говорят, что у нас срок, который истекает, десять лет, – то чего они сейчас поднимают ВНК, события 1997-98 года? Ну что вы время тянете и наше, и их, и свое? Вот они эти акции меняли на эти акции; ну хорошо, так работала компания. Это было противозаконно? Их надо было заранее хватать. Если это такая щель была в законе, и они в нее пролезли, – ну, извините, закройте щель.

Перед тем, как приступить к анализу доказательств, Гульчехра Ибрагимова отметила, что обвинение будет просить для Ходорковского и Лебедева наказания с учетом изменений, появившихся в законодательстве. Весной 2010 года в силу вступили президентские поправки, снижающие максимально возможное наказание по обвинению в легализации преступно нажитых средств с 15 до 10 лет лишения свободы. Также Гульчехра Ибрагимова сообщила журналистам, что представление позиций обвинения в прениях может занять не менее четырех дней, и уже на следующей неделе будет известно, какого наказания для Ходорковского и Лебедева потребуют прокуроры.

Защита пока очень скудна в комментариях. Адвокаты Ходорковского и Лебедева говорят о том, что их позиция будет очевидна во время их участия в прениях.

– С 2003 года идет кампания тотального вранья и передергивания, – подчеркнул адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант. – Вот как она идет, так она и идет: так соврут, сяк соврут, еще как-нибудь соврут. А что от них еще другого ждать? Доказательств у них нет. У них вместо доказательств – потоки слов, бессмысленных и бессвязных. Вот они их и пересказывают.

Не менее критична в своих суждениях Каринна Москаленко, адвокат Михаила Ходорковского:

– Я всю жду, когда они скажут, в чем они виноваты, и никак не могу дождаться. Слышу, что-то такое, 1997 год, потом говорят – "эквивалент, не эквивалент". Я пытаюсь понять, кто в чем виноват. Не понимаю. Понятно только одно, что судебного разбирательства не было, что прокуроры с чем пришли сюда полтора года назад, с тем и собираются уйти. Наверное, такая у них задача; она ничего общего с интересами государства не имеет.