Венгерский шлам – невыученный урок для России

Спасатели у венгерского селения Колонтар, 10 октября 2010 г

Жители венгерского селения Колонтар, затопленного токсичными отходами при аварии на соседнем заводе, начинают возвращаться домой. Против этого протестует экологическая организация "Гринпис", по мнению которой пребывание в деревне может быть небезопасно.

Экологи недовольны и решением правительства Венгрии возобновить работу предприятия до выяснения причин аварии, в результате которой девять человек погибли, более 120 пострадали. Утечка из аварийного резервуара привела также к уничтожению фауны одного из притоков Дуная. Парламент Венгрии принял решение о национализации завода, принадлежащего компании MAL. Был арестован генеральный директор предприятия. О последних событиях в зоне экологической катастрофы говорит журналист из Будапешта Миклош Кун:

– Поступило сообщение о том, что правительство пересмотрело свои планы возобновить работу этого завода. Около водохранилища, где хранился красный шлам, возводится огромная дамба. Дело в том, что старая дамба вся полна трещин. Если опять начнется производство, красный шлам может затопить все окрестности, и тогда будет уже совсем плохо. Я очень удивился, когда появились сведения о том, что часть населения хочет вернуться. Я сам побывал на месте катастрофы, мне удалось поговорить со многими жителями, которые находятся сейчас в других селениях. Почти никто не хочет окончательно возвращаться в пострадавший район. Дело в том, что там сейчас все покрыто ядовитой жижей, которая сцементировалась, но если будет хорошая погода, будет сухо, тогда красная пыль попадет в воздух, в воду, и жить там будет, я бы сказал, невозможно. Население, конечно, боится этого, и экологи тоже боятся.

– Вы упомянули о том, что жители не хотят возвращаться домой, но поступили сообщения, что некоторые люди все же были отправлены назад.
Как заявил министр внутренних дел Шандор Пинтер, зима для жителей Колонтара не будет беспокойной, никто не останется без крыши, и правительство все сделает, чтобы у них были свободные дома

– Это не совсем так. Они ездили туда даже во время катастрофы, ведь в некоторых домах, которые не так сильно пострадали, остались животные, остались личные вещи, ценности. Хотя на месте и дежурили полицейские, следившие за тем, чтобы не было мародерства, люди все равно опасались. Но в будущем они не хотят там жить. Если правительство сможет решить эту проблему, если предприятие и алюминиевые олигархи возместят людям ущерб или построят новое жилье для жителей этой деревни, то они, конечно, в большинстве своем уедут. Некоторые пока решения не приняли, они хотят еще все обдумать.

– То есть, какая-то жизнь в этой деревне все же существует, и люди могут туда вернуться, по крайней мере, на временное проживание?

– Они могут там временно жить, навещать своих животных, перевозить оттуда свои вещи. Сразу после катастрофы в соседнем городе пострадавшим предоставили закрытый стадион и ряд общежитий, где они могли бы спать, но большинство жителей деревни предпочли разойтись по домам своих друзей и знакомых. Долго, конечно, это не может продолжаться, но у людей, по крайней мере, будет выбор. Как заявил министр внутренних дел Шандор Пинтер, зима для них не будет беспокойной, никто не останется без крыши над головой, и правительство сделает все, чтобы у людей были дома. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан был на месте и сказал: "В этой деревне жизнь уже невозможна".

Российские экологи говорят, что катастрофа, подобная венгерской, в любой момент может произойти и в России. Об этом, в частности, предупреждает директор по программам "Гринпис" в России Иван Блоков:

– Несколько миллиардов кубических метров отходов накоплено у нас в шламонакопителях, даже по официальным данным 16 из них находятся в очень плохом состоянии. А на самом деле, по-видимому, их значительно больше. При этом отсутствие охраны дает основание предполагать, что авария возможна в любой момент. Причем эта проблема совершенно не новая. Первый раз мы о ней заговорили еще в 1998 году, когда произошел разлив из шламонакопителя на Сясьском целлюлозно-бумажном комбинате.

К сожалению, проблемы не решаются. Несмотря на то, что определенные деньги на реконструкцию шламонакопителей все-таки имеются, Бюджетный кодекс и бюджетные требования настолько сложны, что муниципальные администрации, к которым относятся бесхозные шламонакопители, вряд ли смогут реализовать даже те деньги, которые существуют. То есть проблема есть, но ее, по сути, отложили в сторону и закрыли глаза – до момента, пока гром не грянет.

Радио Свобода попросило финансового аналитика Андрея Сотника прокомментировать экономическую сторону трагедии и провести параллели с российскими реалиями. Сотник обратил внимание на то, что владельца завода – компанию MAL – нельзя считать исключительно венгерской структурой. Подобная же ситуация, по его мнению, наблюдается в России. Вот фрагмент исследования, проведенного Андреем Сотником:

"Выберите любую из российских катастроф в области промышленности, и в любой из них вы найдете собственников, которые находятся вне национальной территории. А теперь посмотрим, как действовали венгерские власти. Прежде всего, они арестовали директора. И это тоже вроде бы напоминает действия российских властей, которые возбудили дело против одного из руководителей шахты "Распадская" – напомню, в аварии на этой шахте погибли десятки шахтеров. К сожалению, на этом общее заканчивается… Власти Венгрии немедленно национализировали все активы алюминиевой группы, официально обратились за помощью к мировому сообществу. И эти их действия в корне отличаются от действий российских властей, которые, кроме ритуальных лозунгов на тему "оффшорных собственников", не сделали этого простого шага ни разу. И получается в результате, что власти Венгрии имеют реальную возможность заставить иностранных владельцев оплатить часть нанесенного ими ущерба. У российских же властей вообще не получается ничего похожего".