Нектар Будды

Удивительно, как много людей усомнилось в реальности истории про подростков, рассказанной в прошлом посте. А ведь это была не легенда и выдумка, а, к сожалению, правда. Мало кто обратил внимание на то, что подобные неблагие дела, «принесенные» из прошлой жизни или уже наработанные в этой, можно попытаться исправить. Для этого существуют различные обряды и практики.

Одной из древнейших буддистских традиций является практика медитативных затворничеств – ретритов. Самым распространенным затворничеством, по тибетской традиции, принятой в России, является ретрит Бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Он же – и самый доступный, потому что принять участие в ретрите Авалокитешвары (по-бурятски «Нюнэй хурал») могут как ламы, так и миряне, для этого затворничества не требуются специальные посвящения.

Ретрит предназначен для очищения кармических последствий, даже таких тяжелых, как убийство, воровство. И это – ответ на вопрос от Andrew из SLC, UT, USA, который сокрушался, что человек, рождаясь, уже получает как бы «в нагрузку» все прежние грехи. Ламы говорят, что, проводя различные обряды, участвуя в ретритах, нельзя откупиться от грехов, но можно зародить в себе понимание, любовь, доброту и, таким образом, немного «исправить» карму. Здесь же хочу передать горячий привет моему постоянному читателю-оппоненту vadims из RIGA, всячески пропагандировавшему на протяжении почти двух месяцев свою научно-атеистическую модель мира и вдруг призвавшего читателей сайта буквально к насильственным и уголовно-наказуемым деяниям. vadims, прошу Вас и всех других участников дискуссии внимательней относиться к тому, что пишете, дабы не нарушить ненароком Закон об экстремистской деятельности.

Что касается ретритов, то их можно выполнять в любое время, но особенно благоприятными считаются 8, 15 и 30 дни лунного календаря. В петербургском дацане, например, трехдневные затворничества проводятся ежемесячно с 13 по 16 лунные сутки. Во время ретрита верующие совершают специальные ритуалы, выполняют обеты, участвуют в буддийских практиках. Все эти дни затворники не должны покидать территорию дацана. Последний день ретрита всегда приходится на так называемый День Будды – 15-е лунные сутки, когда на всех участников ретрита налагается обет молчания, при этом они соблюдают строгий пост, не принимая пищи. И только рано утром после определенных ритуалов верующие угощаются нектаром Будды.

Чай «зутан», или нектар Будды, варят в течение пяти-шести часов ночью. Обычно чай приходят варить несколько прихожан, каждый из которых, перебирая четки одной рукой, другой размешивает половником чай, одновременно начитывая 108 раз (священное для буддистов число, столько томов содержит собрание канонических текстов «Ганжур») мантру Авалокитешвары «Ом Мани Бадмэ Хум». Мне довелось побывать на одном таком обряде. Когда вокруг тебя в течение шести часов, ни на секунду не умолкая, напевно звучит мантра, это впечатляет.

За ночь каждому присутствующему удается несколько раз встать к плите для помешивания чая. Чай «зутан» состоит из десяти компонентов: вода, молоко, зеленый чай, сода, соль, мед, топленое масло, шафран, палочка благовоний, замба (прожаренная мука крупного помола). В результате многочасового уваривания получается достаточно густой по консистенции и питательный по свойствам напиток, именно его и называют «нектаром Будды». Утром этим напитком напоят (правильнее было бы сказать – «накормят») группу верующих, заканчивающих в дацане традиционное трехдневное затворничество. Считается, что сознание человека, проводящего затворничество, изменяется в лучшую сторону – он становится добрее и сострадательней ко всем живым существам. Эта одна из немногих сохранившихся традиций, которую верующие буддисты тайно практиковали в годы гонений на религию.