В Москве с 22 октября по 1 ноября пройдет театральный фестиваль "Золотой Витязь". Его президент - Николай Бурляев, председатели двух жюри – Элина Быстрицкая и Василий Ливанов.
Девиз фестиваля – "За нравственные христианские идеалы, за возвышение души человека". Хотя в речах Бурляева много православной риторики, кино- и театральные фестивали, которые он возглавляет, шире его общественных взглядов. В прошлые годы, например, наград фестиваля удостаивались "Рассказы Шукшина" в постановке латышского режиссера Алвиса Херманиса и "Носороги", поставленные по пьесе, вовсе не православного Эжена Ионеско.
В этом году в афише 26 спектаклей с Украины, из Белоруссии, Болгарии, Сербии и России. Причем, Россия представлена не только столичными постановками Театра Петра Фоменко, МХТ имени Чехова и Малого театра, но и театрами Омска, Нижнего Новгорода, Мичуринска, Перми, Тобольска и Калмыкии. Репертуар связан преимущественно с классическими наименованиями. По крайней мере, зрители могут не опасаться, что встретятся на "Золотом Витязе" с тем типом театра, который правит бал на большинстве международных фестивалей. Об этом говорит член жюри смотра, профессор РАТИ (ГИТИСа) Нина Шалимова:
– У меня однажды состоялся диалог со знакомым священнослужителем. Я ему задала вопрос: "Отец Михаил, почему я вас могу встретить в филармонии, в консерватории, но никогда не вижу в театре?" Он мягко улыбнулся и ответил очень серьезно: "Я в театре не гарантирован". Мне кажется смысл фестиваля "Золотой витязь" в том, чтобы зритель, пришедший на спектакли фестиваля, был гарантирован. Гарантирован от пошлости, от ненормативной лексики, гарантирован от худших образцов массовой культуры. А стремимся мы к тому, чтобы мы еще были гарантированы и от малоталантливости.
Спектакли смотрят три судейские бригады по номинациям: большая сцена, малая сцена и детские спектакли. Последний конкурс оценивают подростки от 13 до 15 лет, два других – профессиональные жюри, в состав которых входят клирик Илья Соловьев и протодиакон Леонид Каюров, сын Юрия Каюрова, в прошлом – сам актер. А возглавляют жюри Элина Быстрицкая и Василий Ливанов. По просьбе Радио Свобода они назвали спектакли, которые можно взять за образец. Вот что сказал Василий Ливанов:
– "Женитьба Фигаро" Бомарше. МХТ. 1948 год. Они этот спектакль не играли уже много лет, а в связи с юбилеем возобновили. Декорации Головина. Я ничего подобного потом не видел никогда, в смысле театрального праздника! Это все настолько роскошно по интонации, по внутреннему настрою, по пластическим характеристикам. Это был потрясающий спектакль. Степанова играла графиню. Андровская – Сюзанну. Мой отец играл графа. Невероятный был Комиссаров – Керубино. Он не ходил, он летал по сцене! Это была фантастика!
У Элины Быстрицкой – свой образец:
– Для меня это – спектакль "Варвары" в Малом театре. Я была студенткой второго курса Киевского театрального института украинского отделения. И "Варвары" меня потрясли так, что я стала думать – лучшего театра в жизни не бывает! И стала мечтать о Малом театре. Моя мечта сбылась, спустя много лет.
Николай Бурляев также захотел ответить на тот же вопрос:
– У меня потрясение от театра – от "Горе от ума Георгия Товстоногова " с блистательной Татьяной Дорониной. Я, помню, был просто потрясен этим праздником театра. А потом уже позже увидел другую вещь, другой театр, который тоже потряс меня. Это у Алексея Рыбникова –"Литургия оглашенных". Это что-то блистательное! Вот этот театр в его идеальном виде по форме, по сути удивительный был!
Итоги фестиваля подведут 1 ноября на Торжественной церемонии в Доме кино, но имя одного лауреата уже известно. Золотая медаль имени Мордвинова достанется Олегу Табакову.
Девиз фестиваля – "За нравственные христианские идеалы, за возвышение души человека". Хотя в речах Бурляева много православной риторики, кино- и театральные фестивали, которые он возглавляет, шире его общественных взглядов. В прошлые годы, например, наград фестиваля удостаивались "Рассказы Шукшина" в постановке латышского режиссера Алвиса Херманиса и "Носороги", поставленные по пьесе, вовсе не православного Эжена Ионеско.
В этом году в афише 26 спектаклей с Украины, из Белоруссии, Болгарии, Сербии и России. Причем, Россия представлена не только столичными постановками Театра Петра Фоменко, МХТ имени Чехова и Малого театра, но и театрами Омска, Нижнего Новгорода, Мичуринска, Перми, Тобольска и Калмыкии. Репертуар связан преимущественно с классическими наименованиями. По крайней мере, зрители могут не опасаться, что встретятся на "Золотом Витязе" с тем типом театра, который правит бал на большинстве международных фестивалей. Об этом говорит член жюри смотра, профессор РАТИ (ГИТИСа) Нина Шалимова:
– У меня однажды состоялся диалог со знакомым священнослужителем. Я ему задала вопрос: "Отец Михаил, почему я вас могу встретить в филармонии, в консерватории, но никогда не вижу в театре?" Он мягко улыбнулся и ответил очень серьезно: "Я в театре не гарантирован". Мне кажется смысл фестиваля "Золотой витязь" в том, чтобы зритель, пришедший на спектакли фестиваля, был гарантирован. Гарантирован от пошлости, от ненормативной лексики, гарантирован от худших образцов массовой культуры. А стремимся мы к тому, чтобы мы еще были гарантированы и от малоталантливости.
Спектакли смотрят три судейские бригады по номинациям: большая сцена, малая сцена и детские спектакли. Последний конкурс оценивают подростки от 13 до 15 лет, два других – профессиональные жюри, в состав которых входят клирик Илья Соловьев и протодиакон Леонид Каюров, сын Юрия Каюрова, в прошлом – сам актер. А возглавляют жюри Элина Быстрицкая и Василий Ливанов. По просьбе Радио Свобода они назвали спектакли, которые можно взять за образец. Вот что сказал Василий Ливанов:
– "Женитьба Фигаро" Бомарше. МХТ. 1948 год. Они этот спектакль не играли уже много лет, а в связи с юбилеем возобновили. Декорации Головина. Я ничего подобного потом не видел никогда, в смысле театрального праздника! Это все настолько роскошно по интонации, по внутреннему настрою, по пластическим характеристикам. Это был потрясающий спектакль. Степанова играла графиню. Андровская – Сюзанну. Мой отец играл графа. Невероятный был Комиссаров – Керубино. Он не ходил, он летал по сцене! Это была фантастика!
У Элины Быстрицкой – свой образец:
– Для меня это – спектакль "Варвары" в Малом театре. Я была студенткой второго курса Киевского театрального института украинского отделения. И "Варвары" меня потрясли так, что я стала думать – лучшего театра в жизни не бывает! И стала мечтать о Малом театре. Моя мечта сбылась, спустя много лет.
Николай Бурляев также захотел ответить на тот же вопрос:
– У меня потрясение от театра – от "Горе от ума Георгия Товстоногова " с блистательной Татьяной Дорониной. Я, помню, был просто потрясен этим праздником театра. А потом уже позже увидел другую вещь, другой театр, который тоже потряс меня. Это у Алексея Рыбникова –"Литургия оглашенных". Это что-то блистательное! Вот этот театр в его идеальном виде по форме, по сути удивительный был!
Итоги фестиваля подведут 1 ноября на Торжественной церемонии в Доме кино, но имя одного лауреата уже известно. Золотая медаль имени Мордвинова достанется Олегу Табакову.