28 октября Большой театр представит оперу Моцарта " Дон Жуан" в постановке знаменитого режиссера Дмитрия Чернякова. Премьера состоялась летом в Экс-ан-Провансе, и это совместная работа французского фестиваля, Большого театра, мадридского Королевского оперного театра и Канадской оперной компании в Торонто.
Большой театр заявил "Дон Жуана" Моцарта давно, но ставить его должен был Анатолий Васильев, тот самый, у которого несколько лет назад отобрали его "Школу драматического искусства". Тогда Васильев перебрался в Париж. Но в Москву на переговоры приезжал, и вроде был готов даже макет спектакля, но что-то не сложилось. На вопрос, что именно не сложилось, отвечает заместитель директора Большого театра Антон Гетьман:
– Мы работали с Анатолием Васильевым, просто те временные условия и репетиционные графики, которые Анатолий Александрович хотел получить от нас, в условиях существования единственной новой сцены были нереализуемы, вот и все. Мы договорились с Анатолием Александровичем о постановке на вторую половину сезона 2013-14, он думает над названием. Это уже будет на исторической сцене.
Возвращение Анатолия Васильева в Москву откладывается на неопределенный срок, но "Дон Жуан" в афише появится. После премьеры в Экс-ан-Провансе постановка Дмитрия Чернякова была удостоена множества как восторженных, так и бранных рецензий, ее транслировали в интернете в режиме онлайн. Об этом рассказывает сам Дмитрий Черняков:
– Когда мы делали это в Экс-ан-Провансе, я еще не знал, что в итоге мой спектакль попадет в Москву. Это стало ясно намного позже. С одной стороны, я испытываю очень радостное чувство, а, с другой стороны, немножко нервничаю, потому что мне всегда сложно, когда спектакль, который уже сделали, нужно перенести на новое место, сделать с другими людьми. Мне приходится что-то менять, как-то ко всему приспосабливаться, и в результате мы имеем два практически разных состава.
Спектакль, который мы делали в Эксе, возможно, был самой сложной работой в моей жизни. Потому что не было ничего такого ярко театрального, за что можно спрятаться. Там не двигались декорации, не было яркого света, никакой машинерии – все было построено только на актерской работе. И конечно, здесь мы должны были все сделать лучше, хотя кардинальных изменений нет. Для каждого артиста я должен придумать что-то свое, не теряя общей линии. И, конечно, все мои решения по поводу интерпретации, поведения героев, остроты ситуации, все равно вытекают из драматургии произведения, – говорит Дмитрий Черняков.
Идея режиссера, как пишут критики, такова: все персонажи "Дон Жуана" состоят в родстве, стало быть, речь идет о распаде семьи. Женщины сами охотятся за героем, он предпочитает им всем спиртное. Погибает он не от руки Командора, а от сердечного приступа. По крайней мере, так было в Экс-ан-Провансе.
В двух составах – шестерка российских певцов, остальные собраны со всего мира – из Греции, Германии, Канады, Америки... Музыкальный руководитель постановки – Теодор Курентзис. Он – сторонник аутентичного подхода к музыкальным произведениям. А потому 50 музыкантов-добровольцев (никого не принуждали) учились играть на специально закупленных по такому случаю барочных инструментах (скрипки с жильными струнами, хаммер-клавир, трубы и валторны без клапанов и так далее). Говорят, что одна такая струна для контрабаса стоит около 300 евро. Но дороже стоит звук, который можно извлечь из старинных инструментов. Курентзис говорит о работе оркестрантов Большого театра, как о чуде. И того же мнения придерживается концертмейстер Александр Калашков:
– Вся та сложная технологическая часть, которая неизбежно свалилась на нас из-за новых инструментов, жильных струн, барочных смычков и так далее, подчинена искусству, подчинена идее, подчинена замечательной творческой энергии. И для нас это очень важно, для нас это праздник. Когда ты прикасаешься к жильным струнам, когда берешь другой смычок, то понимаешь, что этот инструментарий отражает эстетику той эпохи. Я думаю, многие из нас ощущают потребность вернуться к тонким, филигранным эмоциям той эстетики.
Спектакль "Дон Жуан" проживет в Большом театре два года, а потом уедет – вначале в Мадрид, потом в Торонто. Мечта дирижера и всех музыкантов – сохранить маленький удивительный барочный оркестр, не дать пропасть тому чуду, в которое вложено столько труда и таланта. А на вопрос, как согласуется музыкальная верность старине с современной режиссерской концепцией, можно будет ответить после московской премьеры.
Большой театр заявил "Дон Жуана" Моцарта давно, но ставить его должен был Анатолий Васильев, тот самый, у которого несколько лет назад отобрали его "Школу драматического искусства". Тогда Васильев перебрался в Париж. Но в Москву на переговоры приезжал, и вроде был готов даже макет спектакля, но что-то не сложилось. На вопрос, что именно не сложилось, отвечает заместитель директора Большого театра Антон Гетьман:
– Мы работали с Анатолием Васильевым, просто те временные условия и репетиционные графики, которые Анатолий Александрович хотел получить от нас, в условиях существования единственной новой сцены были нереализуемы, вот и все. Мы договорились с Анатолием Александровичем о постановке на вторую половину сезона 2013-14, он думает над названием. Это уже будет на исторической сцене.
Возвращение Анатолия Васильева в Москву откладывается на неопределенный срок, но "Дон Жуан" в афише появится. После премьеры в Экс-ан-Провансе постановка Дмитрия Чернякова была удостоена множества как восторженных, так и бранных рецензий, ее транслировали в интернете в режиме онлайн. Об этом рассказывает сам Дмитрий Черняков:
– Когда мы делали это в Экс-ан-Провансе, я еще не знал, что в итоге мой спектакль попадет в Москву. Это стало ясно намного позже. С одной стороны, я испытываю очень радостное чувство, а, с другой стороны, немножко нервничаю, потому что мне всегда сложно, когда спектакль, который уже сделали, нужно перенести на новое место, сделать с другими людьми. Мне приходится что-то менять, как-то ко всему приспосабливаться, и в результате мы имеем два практически разных состава.
Спектакль, который мы делали в Эксе, возможно, был самой сложной работой в моей жизни. Потому что не было ничего такого ярко театрального, за что можно спрятаться. Там не двигались декорации, не было яркого света, никакой машинерии – все было построено только на актерской работе. И конечно, здесь мы должны были все сделать лучше, хотя кардинальных изменений нет. Для каждого артиста я должен придумать что-то свое, не теряя общей линии. И, конечно, все мои решения по поводу интерпретации, поведения героев, остроты ситуации, все равно вытекают из драматургии произведения, – говорит Дмитрий Черняков.
Идея режиссера, как пишут критики, такова: все персонажи "Дон Жуана" состоят в родстве, стало быть, речь идет о распаде семьи. Женщины сами охотятся за героем, он предпочитает им всем спиртное. Погибает он не от руки Командора, а от сердечного приступа. По крайней мере, так было в Экс-ан-Провансе.
В двух составах – шестерка российских певцов, остальные собраны со всего мира – из Греции, Германии, Канады, Америки... Музыкальный руководитель постановки – Теодор Курентзис. Он – сторонник аутентичного подхода к музыкальным произведениям. А потому 50 музыкантов-добровольцев (никого не принуждали) учились играть на специально закупленных по такому случаю барочных инструментах (скрипки с жильными струнами, хаммер-клавир, трубы и валторны без клапанов и так далее). Говорят, что одна такая струна для контрабаса стоит около 300 евро. Но дороже стоит звук, который можно извлечь из старинных инструментов. Курентзис говорит о работе оркестрантов Большого театра, как о чуде. И того же мнения придерживается концертмейстер Александр Калашков:
– Вся та сложная технологическая часть, которая неизбежно свалилась на нас из-за новых инструментов, жильных струн, барочных смычков и так далее, подчинена искусству, подчинена идее, подчинена замечательной творческой энергии. И для нас это очень важно, для нас это праздник. Когда ты прикасаешься к жильным струнам, когда берешь другой смычок, то понимаешь, что этот инструментарий отражает эстетику той эпохи. Я думаю, многие из нас ощущают потребность вернуться к тонким, филигранным эмоциям той эстетики.
Спектакль "Дон Жуан" проживет в Большом театре два года, а потом уедет – вначале в Мадрид, потом в Торонто. Мечта дирижера и всех музыкантов – сохранить маленький удивительный барочный оркестр, не дать пропасть тому чуду, в которое вложено столько труда и таланта. А на вопрос, как согласуется музыкальная верность старине с современной режиссерской концепцией, можно будет ответить после московской премьеры.