Абхазский государственный драматический театр привез в Москву, на фестиваль "Сезон Станиславского", спектакль , основанный на прозе Фазиля Искандера. Писатель был в зале, смотрел эту постановку в третий раз, она ему очень нравится.
Спектакль, приехавший в Москву, состоит из двух частей. Первая – очень драматургически рыхлая – посвящена разговору о том, каким должен быть театр, и называется "Гуарапский писарь" (автор - Михаил Бгажба). Вторая часть - инсценировка прозы Фазиля Искандера. Этот спектакль удостоен Гран-при белорусской "Белой Вежи", "Сцены без границ" в Северной Осетии и международного фестиваля в румынском городе Сибиу. Сделан он изумительно просто: несколько веревочек, растянутых через всю сцену, несколько белых простынок – вот вам и пейзаж. Откуда-то доносятся стоны, и, по тому, как суетятся женщины с кувшинами и полотенцами в руках, легко догадаться: они помогают при родах. Спектакль выполнен в традициях "наивного искусства", изобразительно похож на картины Руссо или Пиросмани – жанровые зарисовки, уют и аромат того места, в котором рос человек . Из "детского", лирического, взгляда на мир рождаются притча и миф о национальном характере, рассказанный не столько словами, сколько пластикой, жестом, интонацией, мимикой. И все освещено мягким юмором, точь-в-точь, как в прозе Фазиля Искандера. "Красота - в простоте" - посмотрев спектакль, произнес руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас.
Главный режиссер Сухумского театра, Валерий Кове, говорит:
– Мы в первую очередь ориентировались и отталкивались от авторского богатства. Принцип у нас: доводи спектакль до такой стадии, чтобы он сам защищал бы себя, а не завесой музыкальных, звуковых акцентов, мишуры технической. Таков наш принцип. Это принцип театра – не от недостатка денег мы такой стиль выбрали. Чем условнее, тем безусловнее и тем чистоплотнее.
В "Пастухе Махазе" речь идет о человеке, у которого было много дочерей. Двух из них он отправил учиться в город, но обе вернулись домой обесчещенными . Махаз поклялся отомстить и зарезал обидчика, как раньше резал баранов. История пастуха заканчивается тем, что во сне к нему приходит прекрасная женщина, в которую когда-то он был влюблен, и говорит ему :"Эх ты, дурачок". Но спектакль начинается с разговора чегемцев о Ленине:" Ленин был величайшим абреком всех времен и народов. Он стал абреком после того, как его старшего брата, тоже великого абрека, поймали и повесили по приказу царя... Все знают , как он отомстил царю за смерть своего брата." Это - цитата из другого рассказа Фазиля Искандера – "Харлампо и Деспина". То, что режиссер объединил в одной театральной миниатюре два сюжета, кажется неслучайным. Ленин отомстил за своего брата, Махаз отомстил за своих дочерей. "Эх вы, дурачки". ..
Валерий Кове рассказал Радио Свобода о том, как живет театр, когда он не на гастролях:
– Здание у нас шикарное, но требовался капитальный ремонт. Зимой делать мы его не могли – холодно. Летом тоже – нет вентиляции. Но мы в периоды, связанные с приездом отдыхающих, чуть весны захватывали, осень. Город-то – неполные 100 тысяч. Честно говоря, на кассу мы никогда не работали, все равно знали, что большие деньги не заработаем. Из-за этого мы приоритетом сделали художественную сторону.
– Сколько спектаклей в год вы делаете?
– Вместе со сказочками новогодними не более трех. Вот этот спектакль, "Гуарапский писарь", "Самоубийца" Эрдмана, "Жизнь есть сон" Кальдерона – они все без номинации с фестивалей не приезжали. С престижных фестивалей, где было 260, 300 театров. А так в репертуаре спектаклей – около 15.
На вопрос, сколько актеры зарабатывают, режиссер ответил:
– На ту зарплату, которую они получают, просуществовать невозможно. Они за 5-6 месяцев работы в театре, зарабатывают всего за месяц на каких-то других работах. У них стержень существует. Главным приоритетом всегда и везде делали для них является театр, будь это охранник или… Один из моих актеров однажды был даже министром. Такой микромир создался сам по себе.
Спектакль, приехавший в Москву, состоит из двух частей. Первая – очень драматургически рыхлая – посвящена разговору о том, каким должен быть театр, и называется "Гуарапский писарь" (автор - Михаил Бгажба). Вторая часть - инсценировка прозы Фазиля Искандера. Этот спектакль удостоен Гран-при белорусской "Белой Вежи", "Сцены без границ" в Северной Осетии и международного фестиваля в румынском городе Сибиу. Сделан он изумительно просто: несколько веревочек, растянутых через всю сцену, несколько белых простынок – вот вам и пейзаж. Откуда-то доносятся стоны, и, по тому, как суетятся женщины с кувшинами и полотенцами в руках, легко догадаться: они помогают при родах. Спектакль выполнен в традициях "наивного искусства", изобразительно похож на картины Руссо или Пиросмани – жанровые зарисовки, уют и аромат того места, в котором рос человек . Из "детского", лирического, взгляда на мир рождаются притча и миф о национальном характере, рассказанный не столько словами, сколько пластикой, жестом, интонацией, мимикой. И все освещено мягким юмором, точь-в-точь, как в прозе Фазиля Искандера. "Красота - в простоте" - посмотрев спектакль, произнес руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас.
Главный режиссер Сухумского театра, Валерий Кове, говорит:
– Мы в первую очередь ориентировались и отталкивались от авторского богатства. Принцип у нас: доводи спектакль до такой стадии, чтобы он сам защищал бы себя, а не завесой музыкальных, звуковых акцентов, мишуры технической. Таков наш принцип. Это принцип театра – не от недостатка денег мы такой стиль выбрали. Чем условнее, тем безусловнее и тем чистоплотнее.
В "Пастухе Махазе" речь идет о человеке, у которого было много дочерей. Двух из них он отправил учиться в город, но обе вернулись домой обесчещенными . Махаз поклялся отомстить и зарезал обидчика, как раньше резал баранов. История пастуха заканчивается тем, что во сне к нему приходит прекрасная женщина, в которую когда-то он был влюблен, и говорит ему :"Эх ты, дурачок". Но спектакль начинается с разговора чегемцев о Ленине:" Ленин был величайшим абреком всех времен и народов. Он стал абреком после того, как его старшего брата, тоже великого абрека, поймали и повесили по приказу царя... Все знают , как он отомстил царю за смерть своего брата." Это - цитата из другого рассказа Фазиля Искандера – "Харлампо и Деспина". То, что режиссер объединил в одной театральной миниатюре два сюжета, кажется неслучайным. Ленин отомстил за своего брата, Махаз отомстил за своих дочерей. "Эх вы, дурачки". ..
Валерий Кове рассказал Радио Свобода о том, как живет театр, когда он не на гастролях:
– Здание у нас шикарное, но требовался капитальный ремонт. Зимой делать мы его не могли – холодно. Летом тоже – нет вентиляции. Но мы в периоды, связанные с приездом отдыхающих, чуть весны захватывали, осень. Город-то – неполные 100 тысяч. Честно говоря, на кассу мы никогда не работали, все равно знали, что большие деньги не заработаем. Из-за этого мы приоритетом сделали художественную сторону.
– Сколько спектаклей в год вы делаете?
– Вместе со сказочками новогодними не более трех. Вот этот спектакль, "Гуарапский писарь", "Самоубийца" Эрдмана, "Жизнь есть сон" Кальдерона – они все без номинации с фестивалей не приезжали. С престижных фестивалей, где было 260, 300 театров. А так в репертуаре спектаклей – около 15.
На вопрос, сколько актеры зарабатывают, режиссер ответил:
– На ту зарплату, которую они получают, просуществовать невозможно. Они за 5-6 месяцев работы в театре, зарабатывают всего за месяц на каких-то других работах. У них стержень существует. Главным приоритетом всегда и везде делали для них является театр, будь это охранник или… Один из моих актеров однажды был даже министром. Такой микромир создался сам по себе.