Потомки турецкого султана в годовщину образования Турецкой республики

Ирина Лагунина: 29 октября Турция празднует очередную годовщину светской республики. Этот праздник установлен в память о провозглашении Турецкой республики в 1923 г. В этот день вывешиваются национальные знамена, в школах проходят торжественные мероприятия, на улицах - демонстрации. В этом году одновременно с торжествами в Стамбуле проходит конференция потомков императорского дома Османов, на которую собрались около сорока представителей фамилии. Многие турецкие средства информации называют это событие " примирением со своим прошлым". Елена Солнцева находится в праздничном Стамбуле.

Елена Солнцева: Из динамиков на посетителей обрушиваются звуки старинного военного марша. Круговая панорама в стамбульском историческом музее демонстрирует завоевание Константинополя. 1453 год. На мраморной плите выгравированы имена тридцати шести османских султанов. "Основателем Османской династии считается Осман, которому удалось установить свою власть над тюркскими племенами, проникшими из Средней Азии в Малую Азию, - рассказывает гид музея Орхан посетителям. - С взятием Константинополя Османское государство стало называться Османской империей". Последний, тридцать шестой турецкий султан Мехмед VI Вахидеддин отрёкся в 922 году, бежал из Турции на борту английского военного корабля, жил в эмиграции на итальянской Ривьере, был похоронен в Дамаске. В 1924 году Национальное собрание Турции упразднило халифат, закончив, таким образом, его более шестисотлетнюю историю, и постановило выслать из страны всех членов дома Османов. Гид музея Орхан:

Орхан: Дело было так. Губернатор Стамбула вызвал халифа в тронный зал султанского дворца, велел взойти на трон, зачитал постановление, приказал освободить трон и собирать чемоданы. Во время своего недолгого правления он находился под полным контролем европейских держав, которые оккупировали Стамбул в результате победы в Первой мировой войне.

Елена Солнцева: Представители династии покидали Стамбул налегке, "ночью, с двумя тремя чемоданами, забитыми, в основном, семейными реликвиями, книгами, драгоценностями, которые удалось вывезти из страны", - продолжает гид. Потомки надеялись через несколько лет вернуться на родину. Бывший султан Абдул-Меджид, который в сопровождении жены, дочери, секретаря и двоих слуг отбыл Восточным экспрессом в Швейцарию, назвал это решение "святотатством" и в знак протеста в эмиграции отпустил бороду и носил феску, которая была запрещена в светской Турции как символ старого строя. В двадцатых годах он стал главой императорского дома Османов, однако, это никак не повлияло на его дальнейшую жизнь. Ссылка оказалась куда более долгой. Он тихо доживал в Париже, в своём доме на бульваре Суше. Прах его был доставлен в Саудовскую Аравию и захоронен в Медине. Лишь в начале пятидесятых турецкие власти разрешили въехать в страну членам Османского императорского дома – всем кроме главы династии и его наследника. В семидесятых такое разрешение дали всем представителям династии. Сотрудник стамбульского исторического музея Орхан Геоглу.

Орхан Геоглу: Довольно интересна судьба потомков султана Абдул-Хамида Второго, которого в Европе несправедливо называют "кровожадным". Он был очень религиозным человеком, добрым и щедрым, жил просто, хотя его всегда представляли любителем роскоши, говорили, что у него было около двухсот поваров. Это неправда. Он управлял халифатом в течение тридцати трех лет, положил конец расточительству, восстановил финансовую стабильность, открыл двери для частного иностранного капитала. Его потомки были известны в мире. Его зять, Ахмед Нами, руководил Сирией в двадцатых годах прошлого века, сын султана в двадцатые годы был послом Албании в Париже.

Елена Солнцева: В минувшем году в Стамбуле в возрасте 97 лет скончался последний наследник султанов Османской империи Эртугрул Осман, внук османского султана Абдул-Хамида Второго, который родился еще до кончины султана. Его детство прошло во дворце Йрлдыз. Когда родителей выслали из Турции, наследнику было 12 лет. Вместе с братом в Вене получил образование, затем продолжил учебу в Париже, изучал политологию и философию. Потом переехал с отцом в США. Провел большую часть жизни в Нью-Йорке, женился на родственнице последнего афганского короля Зейнап Тарзи, вернулся в Турцию, где долгое время жил без паспорта и гражданства. Турецкий паспорт он получил несколько лет назад из рук премьер-министра Реджепа Эрдогана. Последний дал согласие на захоронение внука Абдул-Хамида в усыпальнице султанов в Стамбульском историческим районе Чемберлиташ. Продолжает историк Мехмед Аркан:

Мехмед Аркан: Группа турецких офицеров выдворила 12-летнего принца из страны со всем его семейством. Турецкое гражданство изгнанник обрел лишь через 80 лет. Республика, изгнавшая его, примирилась с последним султаном. Проводить вернувшегося домой правителя в последний путь пришли министры, лидеры правящей партии, депутаты парламента, губернатор Стамбула. Свои соболезнования семье прислал премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган. Принц Осман Эртагрул был представителем великой и могущественной династии Оттоманов, которые правили в Турции в течение множества столетий, последним претендентом на отмененный императорский трон. Он вошел в историю как Осман Пятый.

Елена Солнцева: "Со смертью моего мужа Османской династии пришел конец", - заявила жена покойного Зейнаб Тарзи. Эти слова, однако, возмутили других членов династии. Был создан фонд потомков османской династии. Главой Османской династии стал проживающий в Нью-Йорке Осман Баязет, родившийся в двадцатых годах в Париже, младший сын внука султана Абдул-Меджида. Осман Баязет служил в американской армии, после чего работал в Нью-Йоркской библиотеке. По словам стамбульского историка Мехмеда Аркана, в США, Германии, Франции, Великобритании, Австрии, Сирии, Египте и Ливане проживают более семидесяти членов Османского императорского дома, многие поддерживают между собой связи, хотя не говорят по-турецки:

Мехмед Аркан: На сегодняшний день живы двадцать пять османских принцев и пятнадцать принцесс, не говоря уж о других членах семьи. Одним из главных событий минувшего года стал Визит Великой Княгини Марии Владимировны в Турцию. Впервые после многих столетий Глава Русской Царской Династии посетила Стамбул, бывший столицей Византийской Империи. Глава Дома Романовых провела встречи с представителями Императорской Семьи. Многие столетия Романовы и Османы находились в состоянии вражды. Отныне Династии находятся в мире и понимании.

Елена Солнцева: Члены османского императорского дома не раз уверяли, что не имеют политических амбиций и притязаний на престол. Однако не так давно в Турции разгорелся спор о наследстве. Один из потомков султана Абдул-Хамида II Бюлент Осман заявил, что мосульская нефть является личной собственностью его деда. Бюлент Осман, один из самых пожилых представителей рода Османов, живет во Франции. Его отец, герой битвы под Плевной, маршал Осман Паша, мать – дочь султана Абдул-Хамида II. Он заявил, что намерен получить наследство своего деда и для решения вопроса может обратиться в Международный Суд по правам человека. В подтверждение этому он предъявил копии документов, подлинники которых находятся в Турции. Нефтяной район Мосула считался собственностью султана до 1909 года. Во время младотурецкой революции Мосул был конфискован, начались переговоры с турецкой нефтяной компанией, главным акционером которой был Керзон. После поражения Турция, боясь потерять Мосул, вернула собственность на него наследникам турецкого султана Абдул-Хамида. Наследники передали свои права американской компании. Переговоры с представителями государства пока не дали никаких результатов. По словам стамбульского юриста Фюсун Айраклы, турецкие юристы изучают вопрос.

Фюсун Айраклы: Для турецких султанов иракский Мосул важен был не только как нефтяной район, но и как стратегический пункт: он являлся ключом к Курдистану. Семья султана годами получала доход от мосульской нефти. А после второй мировой войны деньги из Мосула перестали приходить. Семья попала в тяжделое материальное положение.

Елена Солнцева: Многие представители императорского дома проживали свою жизнь как обычные люди. Один из потомков османской династии, внук султана Абдул-Хамида, Орхан Османоглу родился в изгнании, в Дамаске, в седине семидесятых переехал в Турцию. У него нет дворца, довольно скромный особняк в одном из стамбульских районов. Семья владеет небольшой торговой компанией и магазином. Сам Орхан не терпит излишнего внимания к своей персоне, не любит прессу, отклоняет предложения заняться политической деятельностью, вступить в одну из турецких партий. Вот что он заявил, выступая на конференции потомков османов.

Орхан Османоглу: "Я получаю ежедневно предложения от политических партий, снова и снова, но не хочу идти в политику, не хочу, чтобы нашу фамилию использовали в политических интересах. Мне говорили, что премьер-министр Эрдоган хотел меня видеть, чтобы предложить вступить в его партию, но я отказался."

Елена Солнцева: История знает много примеров того, как уничтожали низверженных монархов. Под предлогом смертельной опасности новому строю убивали семьями, казнили, резали горло. Основатель Турции Ататюрк спас всю османскую династию, не дал уничтожить семью по примеру Советской России, хотя такие предложения в его окружении раздавались. "А ведь мы могли просто исчезнуть, - заметил Османогду, выступая на конференции представителей османской династии.

Орхан Османоглу: Я родился и смог продолжить свою жизнь даже поле отречения от престола предков. Не хочу комментировать жизнь своих бабушек и дедушек, султана Абдул-Хамида и князей, но знаю, что в последние годы они мало интересовались религией. Многие из них были воспитаны в европейском духе. Прадед султана Абдул-Хамида видел слабость халифата и ислама. Мы выросли на Ближнем Востоке, в более религиозном обществе. Моя мать носила исламский платок, но мои четыре дочери все открыты.

Елена Солнцева: Основатель турецкой республики Мустафа Кемаль не раз называл халифат историческим реликтом, который не имеет оправданий к существованию. В радикальных турецких средствах информации, однако, до сих пор продолжаются разговоры о создании нового халифата, которым должны управлять потомки Османов. Есть и организации, ставящие подобную цель. Причем не только в самой Турции. Например, действующая на территории Германии организация "Государство халифата" - последователи арестованного основателя этой группы Метина Каплана, который в конце девяностых годов готовился совершить террористический акт: планировал направить самолет со взрывчаткой в мавзолей основателя современной Турции Кемаля Ататюрка во время празднования очередной годовщины Турецкой Республики. Владелец книжного магазина в Стамбуле Джем Турунджу:

Джем Турунджу: До сих пор на стамбульских улицах, на книжных развалах можно встретить географические карты, на которых территория современной Турции искусственно расширена до границ бывшей Османской Империи. Многие называют это "фантомной болью" тех, кто не может смириться с фактом, что в современном мире Турция превратилась в небольшое государство, которое не может диктовать миру свои условия.

Елена Солнцева: В моду входит "нео-османство", восстановление влияния Турции на пространстве бывшей империи. Архитектором этой политики по праву считают политолога, профессора, нынешнего министра иностранных дел Ахмета Давутоглу, который уверен, что современная Турция по праву истории должна восстановить былое величие в тех регионах, которые находились в составе Османской империи. Последователи этого курса – сторонники гораздо более активной внешней политики Турции. "Настоящее величие лежит именно в имперском прошлом страны. Европа, критикующая Турцию, становится идеалом минувшего", - говорит сорокалетняя учитель истории Фатма Аркан. По ее мнению, такое видение может быть полезно молодому поколению турок: оно изменит представление о Турции как о периферийной стране, поместит ее в центр важнейших событий, превратит в мощную сверхдержаву. Преподаватель стамбульского лицея Фатма Аркан:

Фатма Аркан: Османскую эпоху по праву считают временем истинного величия страны, когда империю, правившую Ближним Востоком и Кавказом, неподдельно уважали остальные народы мира.

Елена Солнцева: На конференцию в Стамбуле собрались около шестидесяти представителей османской династии со всего мира. Принцы и принцессы, их родственники, члены семьи. Организаторы акции хотели бы собрать всех членов семьи, однако содержание даже тех, кто приехал, обошлось турецкой казне в копейку. На отели, перелеты, обеды и ужины было потрачено около пяти миллионов евро. Это мероприятие совпало с национальным праздником - Днем основания турецкой республики. Многие назвали это примирением со своим историческим прошлым.