ФСБ ждет приказа по WikiLeaks

Сайт WikiLeaks

44 неделя 2010 года на страницах американских еженедельников.
Какую правду о России раскроет WikiLeaks? Израиль и бомба. Клеггерон и британские традиции. Спасет ли Facebook Бейрут?


Главное – спасти репутацию

Основатель сайта WikiLeaks Джулиан Ассандж готовится раскрыть новые секреты, на сей раз это будут тайны "репрессивных режимов", таких как Китай и Россия, – сообщает Time. По словам представителя WikiLeaks, российские читатели узнают много нового о своей стране и правду о своих руководителях. В ответ неназванный представитель ФСБ предостерег, что доступ к сайту может быть закрыт навсегда, было бы желание и соответствующий приказ. По мнению экспертов, угрозы эти не напрасны, что российские власти уже доказывали на практике. Однако документы, которые публикует WikiLeaks, являются достоверными, и это означает, что российские средства массовой информации перепечатают предоставленную информацию. Кроме того, WikiLeaks – организация, технологически подготовленная к отражению хакерских атак. Какой же может быть реакция России на публикацию нежелательной информации?

Прежде всего, власти, конечно, попытаются оспорить правдивость секретных сведений и надежность источников. По мнению западных аналитиков, эти секреты должны быть просто чудовищными, чтобы сотрясти российскую политическую элиту. Понадобятся какие-то шокирующие детали о политических лидерах. И даже в этом случае политическая апатия россиян смягчит реакцию общества. Репутация Москвы за рубежом, конечно, пострадает, если будут вскрыты внешнеполитические секреты. Кремль стремится очаровать Запад, и спецслужбы, несомненно, постараются не допустить конфуза. И здесь трудно прогнозировать, как далеко они способны пойти, чтобы спасти репутацию, - отмечает Time.

Последнее табу

Израиль давно считали шестой ядерной державой, несмотря на то, что руководство страны никогда не признавало, что обладает ядерным оружием. По мнению Newsweek, такая политика позволяла Израилю демонстрировать силу и сдерживать врагов, не привлекая к своей ядерной программе международного внимания. В стране, где политическая культура требует активного обсуждения самых щепетильных проблем, ядерная программа оставалась последним табу. Израильтяне ничего не знают о том, как начиналась эта программа или где хранятся бомбы. И предпочитают не спрашивать. Исключение составляет философ Авнер Коэн, считающий, что пришло время внести ясность. По его мнению, израильская демократия заплатила высокую цену за непрозрачную политику в вопросе о ядерном оружии. Институты, отвечающие за нее, засекречены больше, чем израильская разведка Мосад. В своей новой книге "The Worst-Kept Secret" Коэн приводит интересные детали из архивных материалов и интервью с ведущими фигурами ядерной программы. Он пишет о планах израильского руководства в стратегических целях взорвать атомную бомбу в пустыне перед войной 1967 года, а также о требовании президента США Никсона, чтобы Израиль не проводил испытаний ядерного оружия и не признавал факта его существования в обмен на молчаливое покровительство Вашингтона.

Сейчас, по мнению Коэна, стремление Ирана овладеть ядерным оружием изменило расстановку сил. Это потребует от Израиля открыто объявить не только о своем ядерном потенциале, но и о возможности нанести контрудар с подводных лодок, даже если еврейское государство будет опустошено ядерным нападением. Израиль заслужил право быть принятым в члены ядерного клуба. Мир изменился с 1960-х годов, кода Израиль начал работать над ядерным оружием. И договоренность по поводу бомбы тоже должна измениться, - приводит Newsweek мнение Авнера Коэна.

Новички у руля державы

В Великобритании к власти пришло новое поколение политиков, - пишет Time. Премьер-министру Дэвиду Кэмерону 44 года, его партнеру по коалиции Нику Клеггу – 43. 39-летний Джордж Осборн – самый молодой министр финансов страны за более чем столетие. А лидеру оппозиционной Лейбористской партии Эду Миллибэнду всего 40. Нижняя палата британского парламента на треть заполнена новичками, избранными в мае после многочисленных финансовых скандалов, в которых были замешаны многоопытные парламентарии прошлых созывов, и поражения лейбористов после 13 лет правления. Появилась надежда, что новое поколение политиков лучше приспособлено к неформальному миру высоких технологий и высоких скоростей, в котором они обитают. И правительство уже объявило о переменах, и, прежде всего, о бюджетных сокращениях. Многие аналитики высказывали сомнения в том, что правящая коалиция консерваторов и либеральных демократов окажется дееспособной. Теперь обозреватели подчеркивают общие черты Кэмерона и Клегга, несмотря на идеологические различия, и даже дали им общее прозвище – Клеггерон. Действительно, партнеры даже внешне похожи друг на друга, привлекательны, энергичны, демократичны в манере общения, происходят из обеспеченных семей, окончили престижные университеты.

По всей видимости, механизм управления страной работает исправно. Помощники отмечают прекрасную рабочую атмосферу, способствующую продвижению проекта, который Кэмерон называет либеральным консерватизмом. Однако изменить удается далеко не все. Пришлось отказаться от планов сокращения сотен финансируемых правительством подсобных организаций из-за связанных с этим процессом расходов. А британский флот все-таки получит новый авианосец, потому что это дешевле, чем разорвать подписанный контракт. На последних выборах избиратели проголосовали за изменение традиционных британских институтов. Сможет ли новое поколение британских лидеров победить систему? Время покажет, - заключает Time.

Сохранить душу города

В минувшую субботу сотни людей вышли на улицы Бейрута в знак протеста против разрушения исторических зданий, памятников эпохи турецких завоеваний и французского протектората. Они несли плакаты "Наша история не продается", "Бейрут – это не Дубай". Бейрут, который когда-то называли Парижем Ближнего востока, постепенно становится похожим на развивающиеся региональные центры, - пишет Newsweek. Строительный бум разрушает не только историческую неповторимость ближневосточной столицы, но ее социальные традиции. Когда-то в центре Бейрута бок о бок жили представители разных религиозных и социальных групп, это был оазис толерантности в стране, разделенной религиозными противоречиями. Во время войны этот район превратился в развалины, и сейчас частная компания начала его реконструкцию. Однако многочисленные критики проекта утверждают, что новые постройки уничтожают историческую память и создают современный культурный и экономический центр, копирующий стиль старого города, но не воспроизводящий его души.

Проблема в том, что ливанские законы, регулирующие архитектурную планировку, часто нарушаются ради наживы. У министерства культуры нет средств, чтобы сохранить и восстановить старые особняки, число которых все время уменьшается. Однако за последнее время ситуация улучшается. Теперь снос старых зданий может производиться только с личного разрешения министра культуры. Министр открыл горячую линию, куда жители могут сообщать о случаях нелегального сноса. Члены общества Спасения наследия Бейрута обмениваются информацией и организуют акции протеста. У группы есть страница в Facebook, ставшая виртуальным центром защитников города. "Быть может, Facebook спасет Бейрут", говорит один из активистов. И он не шутит, - заключает Newsweek.