«Баронессa Джаза» Панноникa де Кёнингсвартер

ДС:- Чарльз Ротшильд был банкиром. Он буквально обязан был быть банкиром. Таков был закон семьи Ротшильдов. Но страсть его была вполне набоковской: он был энтомологом. Он же был основателем (в 1913 году!) международного общества охраны природы. Чарльз был женат на венгерской баронессе Розике Эдл фон Вертеймстайн. Однажды Чарльз Ротшильд охотился за бабочками в родных краях жены, в Венгрии. Ему удалось поймать неизвестную бабочку, которой он дал имя – Панноника. Pannonia на латыни и есть Венгрия. Но он окрестил этим именем не только бабочку, но и дочь, которая появилась на свет 10 декабря 1913 года… Баронесса Панноника мелькала в двух моих передачах, посвященных Теллониусу Монку.
На пустой в этот час кухне у транзистора, в гостиной у камина, в наушниках на МП-3 плеере на прогулке в лесу или же на новенькой «Нокии» прямо через звезды с нашего сайта svobodanews.ru - вы слушаете первый ноябрьский выпуск «Времени Джаза». У микрофона в весьма простудном, судя, как говорят французы "по кошачей лапе в горле", Париже – ваш ДС.


Taking a Chance on Love

ДС: «Taking a Chance on Love», «Решившись нырнуть в любовь…» Вернона Дюка, он же Владимир Дукельский. Лестер Янг играл на тенор-саксофоне; Тедди Уилсон – на фортепьяно; Джин Рейми – на контрабасе и Джо Джоунс ударные. 13 января 56 года, Нью-Йорк.
Тедди Уилсон был первым джазовым пианистом, которого девочкой услышала Панноника Ротшильд. В те годы в Лондоне джаз практически не существовал. Брат Панноники, Виктор, в начале Второй мировой был личным посланником Черчилля при президенте Рузвельте. Он влюбился в джаз, особенно в игру Арта Тейтума. Это он начал присылать Паннонике пластинки. Когда редкие джазмены посещали Лондон (Бенни Гудмен) Виктор и Панноника не пропускали ни одного концерта. Тедди Уилсон играл у Гудмена, и Теди, и Ника, как ее все звали, подружились. Виктор же, имевший классическое образование по классу фортепьяно, к зависти Ники, брал уроки у Уилсона, которые она сама никогда не пропускала.

Benny Goodman - Ev'ry Time We Say Goodbye

ДС: «Ev'ry Time We Say Goodbye», «Каждый раз, когда мы прощаемся, я немного… умираю.» - песня-стандарт Коула Портера. Бенни Гудмен – кларнет; Ред Норво – виброфон; Тедди Уилсон – рояль; Сид Вайс – контрабас; Мори Филд – ударные. Вокал – Пегги Мун. 16 ноября 44 года. Нью-Йорк.
Вот этот «портативный» состав Гудмана и слушала в Лондоне Ника Ротшильд.
Тедди Уилсон в ту эпоху познакомил ее с грандиозным опусом Дюка Эллингтона: «Black, Brown, Beige». Но серьезно заниматься музыкой Ника не стала. В довоенные годы она увлекалась живописью и, в 11 лет, получила от Королевского общества художников-графиков серебряную медаль. Ника предпочитала абстрактную живопись малого формата и подмешивала к краскам духи, виски, молоко, все, что было под рукой. На наше счастье она так же была фанатичкой мгновенной фотографии и не расставалась со своим «Поляроидом». Вышедшая четыре года назад в Париже трехсотстраничная книга баронессы Панноники «Музыканты джаза и их три сокровенных желания» на три четверти составлена из редчайших фотографий.

В 1956 году старший брат Уолта Диснея, Рой, с согласия младшего, основал фирму звукозаписи «W.D.R» - «Walt Disney Records». Конечно, винил диснеевской фирмы был в основном собранием фонограмм его мультяшек. Но если среди первых джазменов фирмы были трубачи и певцы из второго ряда, вскоре и Сатчмо, и Луи Прима и популярнейшая Мери Мартин начали записываться для «W.D.R» .
Нынче по сообщению «Даунбита» «Walt Disney Records» собирается выпустить 7 декабря 1-й альбом из серии «Аристократы» (более популярное название фильма «Everybody Wants To Be A Cat», «Всяк хочет быть котом». На первом Си-Ди будет тринадцать классических диснеевских стандартов. Причем исполняться они будут либо в духе той давней эпохи, либо в любой современной манере. Среди музыкантов, участвовавших в записи этой антологии: Дейв Брубек, Джошуа Редман, Рой Харгроув, Дайна Ривс, Роберта Гамбарини, Никки Яновски, Реджина Картер, Эсперанца Сполдин' и Альфредо Родригез.
История джаза подтверждает тот факт, что музыканты часто были вдохновлены музыкой диснеевских фильмов, которая не раз и не два становилась отправной точкой для импровизации или же превращалась в дерзкую и комичную цитату. Арти Шо, Глен Миллер и Банни Бериган играли музыку знаменитого «Глупого Симфонического…» Уолта Диснея. У Дейва Брубека есть диск «Dave Digs Disney»; у Армстронга – «Louis Armstrong’s Disney Songs The Satchmo Way», а Майлз Дейвис и Джон Колтрейн превратили в шедевры две песни мультяшек: “Someday My Prince Will Come” и незабываемую “Chim Chim Cheree”.
Увы, вы заснули, слушая «Время Джаза», не выключив приемник. Ничего страшного: вы проснулись как раз во время утреннего повтора «Времени джаза» и почти что на том же самом месте, на котором вас похитил Морфей. Если это не так, у вас есть возможность скачать подкаст с сайта svobodanews.ru. У микрофона в Париже, в роли Оле-Лукойе, ваш ДС.

Charles Mingus - Yesterday's

ДС: - «Yesterday's», «Вчера» - Джерома Кёрна и Отто Харбака. Трио Мингуса «Тройка Мингуса» - Хэмптон Хоз – рояль; Чарли – контрабас и Денни Ричмонд – ударные. Нью-Йорк, 9 июля 57 года.
Мингус и Панноника – одиннадцатая страница книги баронессы «Три сокровенных желания джазменов». Ника в простом черном плаще у кассы магазина пластинок, Чарли – ужасно молодой – с контрабасом в чехле, что-то ей объясняет. Нике за сорок, ее темные волосы распущены и промокли от дождя.
Удивительная книга, воспроизводящая повседневность тех жителей Олимпа, которых мы зрим лишь в их венках и белых тогах.
Так как в книге триста джазменов это - первая передача и я собираюсь подготовить серию по крайнем мере из двух. Поэтому самая первая передача должна быть все же о ней: «Баронессе джаза», меценатке, какое-то время импресарио, но главное верном друге джазменов эпохи би-бопа. Нику даже звали «Баронесса би-бопа»! Проиллюстрирована Ника Ротшильд будет музыкой самих героев книги, чьи ответы на три вопроса вы услышите через неделю.

Horace Silver Quintet - Pretty Eyes

ДС: «Pretty Eyes», «Прелестные глаза», композиция и квинтет пианиста Хораса Силвера. Вуди Шо – труба; Джон Хендерсон – тенор-саксофон; Силвер – рояль; Боб Краншо – контрабас и Роджер Хампфрис – ударные. Октябрь 65 года, студия Руди ван Гельдера, Хакенсак.
Хорас Силвер – 99 страница книги баронессы. На первом плане сакс Джона Хендерсона и на простом облезлом стуле за видавшем виды фортепьяно Хорас Силвер: смоляные волосы зачесаны назад, серый мешковатый костюм, губы закушены, и глаза не отрываются от клавиш. Вспышка «Поляроида» видна на раструбе саксофона и на давно не лаковом боку фортепьяно…

В 1931 году Ника с сестрой Либерти отправилась в Мюнхен в Академию изящных искусств. На следующий год она посетила Австрию и Германию – это была ее первая встреча с откровенным антисемитизмом. Она вернулась в Лондон. Ей было 19 лет. Она вела, как ей и было положено, роскошную светскую жизнь. Ее представили королю Джорджу Пятому и королеве Мери. Как и в детстве, Ника жила в родительских имениях, часто навещая замок Ротшильдов Уаддесдон, где она провела детство. В 35 году она поступила в лётную школу: к ее страстям добавились отныне самолеты и автомобили. В том же году (аэродромная любовь!) она вышла замуж за французского барона Жюля де Кёнигсвартера, с которым вместе в начале Второй мировой она вступила в ряды «Свободной Франции» Шарля де Голля. Жюль де Кёнигсвартер был настоящим героем Сопротивления. Де Голль отправил молодую пару в экваториальную Африку, где Ника стала шифровальщицей французской разведки; одновременно она была солдатом войск FFL («Свободных французских войск»), комментатором политических событий радио Браззавиля и военным шофером, исколесившим Африку от «Золотого Берега» Ганы до Конго, Нигерии, Египта, Ливии, Туниса, и, наконец (перелом в ходе войны) дороги Италии и Франции.
«В этот период, судя по всему, пишет Надин де Кёнигсвартер, которая и собрала фотографии и текст для книги «Три Заветных Желания», и которую Ника всегда называла своей внучкой, хотя она ей приходится внучатой племянницей, - В этот момент Ника и влюбилась в культуру Африки и в ее людей».
Вы слушает «Время Джаза» на разновеликих частотах «Свободы» и с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш неизменный ДС.

Mary Lou Williams - There's A Small Hotel

ДС: «There's A Small Hotel»», «Там есть небольшая гостиница», песня-стандарт 36 года Роджерса и Харта. Мэри-Лу Уильямс – рояль; запись 54 года, Париж.
Баронесса де Кёнигсвартер родила мужу пятерых детей, но когда де Голль отправил барона послом в Мексику, она, какое-то время пожив между Мехико-Сити и Нью-Йорком, решила в Нью-Йорке окончательно остаться. В 51 году с мужем она развелась.
Именно в Нью-Йорке Тедди Уилсон поставил на проигрыватель пластинку «Вокруг полночи». В 54 году в Париже в зале «Плейель» пианистка Мэри-Лу Уильямс, после концерта, о котором шел разговор в октябре, познакомила Нику с автором «Полночи», Теллониусом Монком. Нике шел 42й год. Она вернулась в Нью-Йорк, Монк, ставший ее джазовым Вергилием, больше с ней не расставался.
Именно он познакомил ее, я бы сказал «подружил» с этой бандой гениев, которые жили только одним – музыкой. Джин или бурбон, кокаин или героин были на третьем месте, да и то не у всех. На первом и втором – был джаз.

Kenny Dorham - Una Mas

ДС: - «Una Mas», «Эх раз, еще раз…» в латино би-боповом варианте Кенни Дорема: лидер комбо и труба. Джо Хендерсон – тенор-сакс; молодой (23 года) Херби Хенкок – рояль; Бутч Уоррен – контрабас и еще более молодой (18 лет) Тони Уильямс – ударные. День Дураков, первое апреля 63 года, гостиная папы и мамы Руди ван Гельдера.
Кенни Дорем – 202-ая страница книги баронессы. Кенни в элегантном костюме, играет сидя, положив раструб на колено. Глаза смотрят вовнутрь – сосредоточено. Фото черно-белое, исцарапанное. На 203-ей странице Кенни выходит из кадра, закрыв глаза и улыбаясь. Кулак подпирает подбородок, короткая стрижка, высокий взмокший лоб.
Баронесса Панноника сняла номер в гостинице в гостинице «Stanhope» на Пятой Авеню рядом с Центральным парком и Метрополитен-музеем, где и поселилась вместе с дочкой Янкой. Ее нью-йоркская джазовая эпопея началась.
Вы слушаете, доставляемое вам на дом волнами «Свободы», еженедельное «Время Джаза». Так как в комментах еще раз всплыл вопрос качества подкаста, подтверждаю: лучше качество подкаста с сайта svobodanews.ru сохраняется в течение недели. Архивация файлов неизбежно ведет к их сжатию и ухудшению качества. За вами – право выбора. Подпись – ваш ДС…

Yusef Lateef - Blues for the Orient

ДС: «Blues for the Orient», «Блюз для Востока», я бы сказал - не совсем в географическом смысле… Композиция и квартет Юзефа Латифа - флейта. Барри Харрис – рояль; Эрни Фарроу – контрабас; Лес Хамфрис – ударные. Диск Латифа (в детстве - Уильяма Эванса) – «Звуки Востока», 61 год.
От «Битлз» до Фароа Сандерса и Трейна все они были там - в Индии. Африка Гиллеспи и Блейки сходила на нет. Или, точнее, ритмы Африки продолжали притягивать джазменов, а Индия, ее раги, карнатака – были открытием. За Индией и ситарой последовала бамбуковая флейта.
«Три заветных желания» Панноники, 85 страница: Юзеф на тенор-саксе в свободной белой рубахе, дешевые часы на запястье, короткая борода, закрытые глаза и впечатляющая пятерня на клапанах. Никаких японок, вееров или же плетеных сандалий.
Нике посвящены композиции Джи-Джи Грайса "Nica's Tempo", Сони Кларка "Nica", Хораса Силвера "Nica's Dream", Кенни Дорема "Tonica", Кенни Дрю "Blues for Nica", Фредди Редда "Nica Steps Out", Барри Харриса "Inca", Томми Фленегана "Thelonica" и Теллониуса Монка "Pannonica".
На «Pannonic’e» Монка мы, что вполне логично, и расстанемся сегодня. Несомненно, младшая дочь Чарльза Ротшильда была и остается post mortem лучшим гидом по джазу эпохи би-бопа и хард-бопа. Снимаю шляпу перед Надин де Кёнигсвартер, которая собрала вместе фотографии и тексты Ники и выпустила «Три Желания» в Париже в издательстве «Бюше & Кастель».
С Теллониусом Сфиэ (челеста) играют: Эрни Хэнри – альт-саксофон; Сонни Роллинс – тенор; Оскар Петифорд – контрабас и Макс Роач - ударные. Октябрь 56 года, Нью-Йорк.
Подкаст «Времени джаза» прописан по адресу svobodanews.ru. Удачной вам и веселой недели. Всех благ, чао, бай-бай!

Thelonious Monk – Pannonica