Химкинский лес: зона боевых действий

Правозащитники передали главе государства документ, в котором говорится, что нападения на журналистов и представителей общественных организаций, боровшихся против строительства автотрассы через Химкинский лес, напоминают "сводку из района боевых действий".

Общественные деятели призвали на время расследования отстранить от обязанностей главу административного округа Химки и руководителей местных силовых структур. Об этой инициативе говорит глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина:

– Мы считаем, что, участвуют ли местные власти в тех гонениях, которым подвергаются жители Химок, пытающиеся отстаивать свои права, и журналисты, или они просто не справляются со своими обязанностями, они должны уйти в отставку. Поскольку сами они в отставку не уходят, я думаю, что единственная возможность для этого – чтобы их туда отправил президент… Мы уже имеем столько жертв, это не просто угрозы. Угрожают всему населению Москвы, всему населению России. Если люди, которые находятся у власти, и люди, которые предназначены для того, чтобы обеспечивать порядок, этого сделать не могут, значит, должны найтись другие. Если других нет, то это крах страны.

– Вы считаете, что нападения на Константина Фетисова, активиста из Химок, и журналиста газеты "Коммерсант" Олега Кашина, что эти преступления стоят в одном ряду?

– Да, я думаю, что они стоят в одном ряду – в ряду событий, которые, собственно, имеют своей целью показать, что никто из нас сейчас не может открыть рот, если он чем-то недоволен.

– Как вы полагаете, а кто может стоять за этими насильственными действиями? Это некие молодежные экстремистские группировки, которые действуют по своему наитию?

– Честно говоря, в данном случае, я думаю, что это не так. Я думаю, что это те, кто заинтересован материально в том, чтобы так была направлена трасса через лес… Я не думаю, что это экстремистские группировки. Кто стоит за этим? Мне трудно сказать. Этим должны заниматься следственные органы и прокуратура. К сожалению, это ими не делается.

– Не кажется ли вам, что проблема Химкинского леса уже находится в тупике? Вы считаете, что только президент теперь может разрешить эту проблему каким-то кардинальным образом?


– Я вообще думаю, что это не проблема Химкинского леса. Эта проблема в ситуации в стране. Самое главное право человека – это право на жизнь. Оно нарушено в совершенно экстремальной форме. Абсолютная беззащитность! После всех угроз, которые мы постоянно слышим… каждый из нас готов к тому, что его жизнь кончится не на больничной койке… Это же невозможно, чтобы страна жила в таком состоянии. Происходит фабрикация уголовных дел, пропадают люди. С середины сентября до 1 ноября в Москве пропало 12 человек! Только наших посетителей, только приезжих, родственники которых к нам обратились. То, что происходило в Чечне, происходит сейчас здесь. Одно похищение, которое нам удалось предотвратить, закончилось тем, что – прокурор! – посадил в свою машину человека и высадил его на автозаправке.

– Но вы все-таки обращаетесь к руководителю страны – президенту Дмитрию Медведеву?


– Я не думаю, что он организатор этой системы. Он руководитель страны, но я не думаю, что он единственный ответственен за эту систему, что он ее создал. Мы пока еще надеемся, что он может принять какие-то меры. Хотя я в этом далеко не уверена, конечно. Нужно понимать, что ситуация критическая. Наше обращение – это еще одно напоминание президенту о том, что ситуация в стране критическая. В Химках все сошлось, как в фокусе. На самом деле, ситуация в целом совершенно чудовищная.