В Багдаде утром 10 ноября три человека погибли и 26 были ранены в результате нападений на дома местных христиан. По сообщению представителя иракской полиции, сработали десять взрывных устройств. Кроме того, один из домов был обстрелян из миномета.
Нападения произошли спустя десять дней после захвата боевиками заложников в одной из христианских церквей Багдада. Тогда погибли более 50 человек, в том числе 44 прихожанина и два священника. Об иракских христианах рассказывает эксперт по Ближнему Востоку, директор радиостанции "Свободный Ирак" Сергей Данилочкин:
– Христиане, о которых мы слышим в сообщениях о нападениях, убийствах, взрывах и прочем насилии, это – те же иракцы, только христианского вероисповедания.
– Как в обществе относятся к нападению на христиан?
– В целом обычные люди очень сострадательно относятся к жертвам такого рода насилия и, особенно, если людей преследуют за их религиозные убеждения, этническую принадлежность.
– Как христианское население Ирака пережило войну? Привели ли последние нападения к существенному оттоку христианского населения?
– Начнем с истории. Христиане, живущие в Ираке, – одна из самых старых групп, находящихся за пределами того места, где христианство началось. Они проникли в Ирак уже в первом столетии. Потом это сообщество, особенно в последние годы, подвергалось значительным репрессиям. Если примерно 30 лет тому назад, до массовых иракских военных акций против соседних стран, в Ираке было примерно 7% христиан, то сейчас эта доля сократилась до менее чем одного процента. А после 2005 года христианское сообщество в Ираке поредело вдвое.
– Христианам, которые еще остаются в стране, есть куда бежать от этих нападений?
– Люди зажиточные могут себе позволить уехать за пределы Ирака, в те же регионы Ближнего Востока. Есть люди, которые пытаются воспользоваться сердобольной рукой, протянутой им христианскими зарубежными сообществами, в частности, ряда европейских стран. Но количество таких людей исчисляется лишь десятками тысяч. А вот сотни тысяч остаются на месте. Я лично знаю один такой случай. Пожилая женщина, без семьи, без поддержки извне. Она несостоятельна финансово, и ей деваться некуда. Все ее попытки покинуть Ирак ни к чему не привели. Единственное, что позволяет ей оставаться в живых – это поддержка соседей-нехристиан, которые оказывают какую-то поддержку, скрывают ее.
Российский религиовед Илья Переседов считает, что нападения на иракских христиан – не только следствие тяжелой ситуации в Ираке, но и проявление глобального спора между христианством и исламом:
– Значительная доля христиан, находящихся в Ираке, – представители народов, которые живут там последнее тысячелетие. Их связывает с этой землей не только вера и святыни, но и свой налаженный веками быт. Конечно, сегодня можно говорить о том, что Ирак покинули представители международных христианских миссий и в этом плане живые связи иракских христиан с остальным миром нарушены и значительно ослабели. И хотя Франция сегодня готова принять христиан-беженцев из Ирака да и ряд других стран тоже рассматривают такую возможность, но если террор продолжится, то мы будем иметь огромное количество жертв среди тех людей, которые окажутся не готовы оставить свои дома и могилы предков.
– Зачем их гонят оттуда? Почему против них направлены теракты? Ведь значительная часть этих христиан – мирное и коренное население?
– Это проблема очень сложная. Понятно, что Ирак переживает сегодня не лучшие времена. Понятно, что исламское население Ирака пребывает в состоянии внутренней войны и враждует не только с христианами, но и друг с другом. Поэтому христиане оказались в ситуации просто козлов отпущения. Это тот слой населения, которое может обидеть каждый. И неприязни к христианам выражается общая напряженность и общая деструкция, которая царит внутри Ирака. Ясно, что ударной силой, инициаторами являются террористические организации, та же "Аль-Каида" причастна к этому. Но подобные акты агрессии "Аль-Каиды" не могли бы быть реализованы, если бы она не находила поддержки со стороны остального иракского населения.
С другой стороны, я опасаюсь, что эти события вписываются в более глобальную картину полярного разделения западного мира и арабского. Или христианского мира и исламского. Здесь можно увязать гонения на христиан в Ираке с отходом от принципов мультикультурализма, который в последнее время все чаще и чаще заявляется в Европе. Все мы помним выступления Ангелы Меркель, когда она сказала, что проект создания мультикультурного мира в Германии на данный момент провалился. Понятно, что мусульманам в Европе ничто не угрожает: ни жизни, ни их имуществу. И тем не менее, цивилизация светского гуманизма, которую пытались построить в Европе и в Америке, подходит к своему завершению. И мы вновь присутствуем, с одной стороны, при обострении культурных и религиозных разногласий, а с другой стороны, по всей видимости, придется находить какие-то новые механизмы решения этих задач.
Нападения произошли спустя десять дней после захвата боевиками заложников в одной из христианских церквей Багдада. Тогда погибли более 50 человек, в том числе 44 прихожанина и два священника. Об иракских христианах рассказывает эксперт по Ближнему Востоку, директор радиостанции "Свободный Ирак" Сергей Данилочкин:
– Христиане, о которых мы слышим в сообщениях о нападениях, убийствах, взрывах и прочем насилии, это – те же иракцы, только христианского вероисповедания.
– Как в обществе относятся к нападению на христиан?
– В целом обычные люди очень сострадательно относятся к жертвам такого рода насилия и, особенно, если людей преследуют за их религиозные убеждения, этническую принадлежность.
– Как христианское население Ирака пережило войну? Привели ли последние нападения к существенному оттоку христианского населения?
– Начнем с истории. Христиане, живущие в Ираке, – одна из самых старых групп, находящихся за пределами того места, где христианство началось. Они проникли в Ирак уже в первом столетии. Потом это сообщество, особенно в последние годы, подвергалось значительным репрессиям. Если примерно 30 лет тому назад, до массовых иракских военных акций против соседних стран, в Ираке было примерно 7% христиан, то сейчас эта доля сократилась до менее чем одного процента. А после 2005 года христианское сообщество в Ираке поредело вдвое.
– Христианам, которые еще остаются в стране, есть куда бежать от этих нападений?
– Люди зажиточные могут себе позволить уехать за пределы Ирака, в те же регионы Ближнего Востока. Есть люди, которые пытаются воспользоваться сердобольной рукой, протянутой им христианскими зарубежными сообществами, в частности, ряда европейских стран. Но количество таких людей исчисляется лишь десятками тысяч. А вот сотни тысяч остаются на месте. Я лично знаю один такой случай. Пожилая женщина, без семьи, без поддержки извне. Она несостоятельна финансово, и ей деваться некуда. Все ее попытки покинуть Ирак ни к чему не привели. Единственное, что позволяет ей оставаться в живых – это поддержка соседей-нехристиан, которые оказывают какую-то поддержку, скрывают ее.
Российский религиовед Илья Переседов считает, что нападения на иракских христиан – не только следствие тяжелой ситуации в Ираке, но и проявление глобального спора между христианством и исламом:
– Значительная доля христиан, находящихся в Ираке, – представители народов, которые живут там последнее тысячелетие. Их связывает с этой землей не только вера и святыни, но и свой налаженный веками быт. Конечно, сегодня можно говорить о том, что Ирак покинули представители международных христианских миссий и в этом плане живые связи иракских христиан с остальным миром нарушены и значительно ослабели. И хотя Франция сегодня готова принять христиан-беженцев из Ирака да и ряд других стран тоже рассматривают такую возможность, но если террор продолжится, то мы будем иметь огромное количество жертв среди тех людей, которые окажутся не готовы оставить свои дома и могилы предков.
– Зачем их гонят оттуда? Почему против них направлены теракты? Ведь значительная часть этих христиан – мирное и коренное население?
– Это проблема очень сложная. Понятно, что Ирак переживает сегодня не лучшие времена. Понятно, что исламское население Ирака пребывает в состоянии внутренней войны и враждует не только с христианами, но и друг с другом. Поэтому христиане оказались в ситуации просто козлов отпущения. Это тот слой населения, которое может обидеть каждый. И неприязни к христианам выражается общая напряженность и общая деструкция, которая царит внутри Ирака. Ясно, что ударной силой, инициаторами являются террористические организации, та же "Аль-Каида" причастна к этому. Но подобные акты агрессии "Аль-Каиды" не могли бы быть реализованы, если бы она не находила поддержки со стороны остального иракского населения.
С другой стороны, я опасаюсь, что эти события вписываются в более глобальную картину полярного разделения западного мира и арабского. Или христианского мира и исламского. Здесь можно увязать гонения на христиан в Ираке с отходом от принципов мультикультурализма, который в последнее время все чаще и чаще заявляется в Европе. Все мы помним выступления Ангелы Меркель, когда она сказала, что проект создания мультикультурного мира в Германии на данный момент провалился. Понятно, что мусульманам в Европе ничто не угрожает: ни жизни, ни их имуществу. И тем не менее, цивилизация светского гуманизма, которую пытались построить в Европе и в Америке, подходит к своему завершению. И мы вновь присутствуем, с одной стороны, при обострении культурных и религиозных разногласий, а с другой стороны, по всей видимости, придется находить какие-то новые механизмы решения этих задач.