ФСБ между терактом и диверсией

ФСБ довольна закрытой системой, где отчетность о предотвращенных терактах лишь условная

ФСБ сообщает о предотвращении экстремисткой акции. Ее готовили члены запрещенного "Славянского союза" в Пскове ко дню общероссийской акции протеста "Стратегии – 31". Успешная спецоперации или приближение дня отчетности?

Сотрудники управления ФСБ России по Псковской области совместно с милицией предотвратили угрозу экстремистской акции в Пскове, сообщили "Интерфаксу" 11 ноября в пресс-службе УФСБ по Псковской области.

"В результате проведения оперативно-розыскных мероприятий задержаны лица, причастные к организации в Пскове экстремистской ячейки "Славянского союза". В ходе обысков у них изъято большое количество оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ, экстремистской символики, информационных материалов радикального толка. Группа готовила "громкое мероприятие", в ходе которого планировался взрыв административного здания в Пскове.

Это, по информации УФСБ, должно было произойти 31 октября этого года во время общероссийской акции "Стратегии-31". Следственный отдел УФСБ России по Псковской области возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 222 УК РФ (незаконные приобретение боеприпасов, совершенные группой лиц по предварительному сговору), передает "Интерфакс".

В пресс-службе УФСБ по Псковской области, куда дозвонился корреспондент Радио Свобода, удивились сообщению о предотвращенном теракте. "Готовился не теракт, а только экстремистская акция. Пока мы не готовы сообщать подробности, соблюдая интересы следствия. Возможно, дадим комментарий позже", - сообщил сотрудник пресс-службы, отказавшийся представиться.

Лидер запрещенного "Славянского Союза" Дмитрий Демушкин, с которым связался корреспондент Радио Свобода, заявил, что "ФСБ известно гораздо больше", чем ему, поскольку отделения "Славянского Союза" в Псковской области просто не существует. Дмитрий Демушкин сказал: "по странному стечению обстоятельств ФСБ, ГУВД, МВД задерживает какие-то группы везде, где я начинаю какой-то бизнес или какие-то соревнования". Демушкин сообщил, что он собирался провести в Псковской области соревнования по вольной борьбе. Накануне похожих соревнований, которые Демушкин пытался провести в Челябинске, по его словам, также были задержаны лица, у которых нашли самодельный флаг с символикой "Славянского Союза".

"Недавно я был в Пскове. Все люди, с которыми я общался, на свободе и вообще о задержании кого-то ничего не знаю. Задержали, видимо, каких-то малолеток, у которых, как всегда, изъяли какие-то листовки, и, чтобы хоть что-то на них повесить, решили обвинить в членстве в запрещенной организации. Боеприпасами правоохранительные органы любят называть порох и охотничье ружье. Пускай придут ко мне домой, у меня тоже это есть", - добавил Демушкин.

Главный редактор сайта "Агентура.Ру" Андрей Солдатов ответил на вопрос корреспондента РС о том, насколько правдоподобно выглядит сообщение ФСБ о предотвращении экстремистской акции "Славянского Союза" в Пскове:

- Если будут предоставлены доказательства, что предотвращен теракт, если будут более подробные данные, чем то, что сейчас содержится в пресс-релизе, тогда об этом можно будет говорить. Пока, я думаю, надо об этом говорить очень осторожно. Хотя в принципе нельзя исключить, что это возможно, потому что националистические организации, в общем, в течение последних трех лет очень планомерно двигались в сторону такой вооруженной борьбы.

- Тех данных, которые сообщаются в пресс-релизе (найдены взрывчатые вещества, экстремисткая символика, подозреваемые хотели взорвать административное здание) недостаточно?

- Нет, недостаточно, потому что я хочу знать, что именно они хотели взорвать. И я, честно говоря, не вижу связи между "Стратегией-31" и подобными акциями. Потому что, как известно, националисты обычно используют другие даты. У них есть свои "дни ненависти к сотруднику правоохранительных органов", и это никак не связано со "Стратегией-31". Мне эта связь кажется более чем странной.

- У ФСБ, может быть, тоже приближаются какие-то даты. Например, 20 декабря – День чекиста.

- Они в последние год - два, несколько расслабились в том, что касается влияния на общественное мнение. Напомню, что на протяжении 10 лет у ФСБ была практика предоставлять статистику по итогам года на 20 декабря: сколько шпионов они выловили, сколько терактов предотвратили. И эта статистика была, прямо скажем, странная, потому что никогда имена не назывались, а просто говорилось: "Мы обезвредили 80 шпионов". Каких шпионов, где обезвредили, когда, где процессы - никогда не уточнялось. Но в прошлом году Александр Бортников решил отказаться даже от этой практики и даже эти цифры перестал предоставлять. ФСБ настолько хорошо себя чувствует в этой закрытой системе, когда они отчитываются только перед Кремлем и в таких странных формах, что влиять на общественное мнение с помощью каких-то предотвращенных терактов у них, по большому счету, нет нужды.

- Дмитрий Демушкин считает, что ФСБ пытается помешать его бизнес-контактам и проводимым им соревнованиям. Это может быть правдой?


- Когда ФСБ говорит о взрывчатке и оружии, я так понимаю, речь идет не о двух патронах, которые мистическим образом могут появиться в карманах неудобных людей, а о чем-то более серьезном. Поэтому, если нам покажут изъятое оружие, изъятые боеприпасы, надо будет уже относиться к этому достаточно серьезно. Есть определенные границы для манипулирования и фальсификации, обычно они ограничиваются двумя патронами, экстремистской литературой, за которую могут выдать Коран или пару экземпляров "Майн кампф". Но, думаю, здесь что-то более серьезное. Я сомневаюсь, что ФСБ может пойти на такую масштабную фальсификацию.

- На самом деле, у меня не сложилось впечатления, что здесь что-то серьезное. В псковском ФСБ отрицали, что это теракт, сказали, что речь идет только об экстремистских действиях.

- Интересно. В последнее время появилась странная тенденция, начиная с весны этого года, с взрыва шахидок в московском метро - не квалифицировать эти деяния как теракты. А квалифицируют их как диверсии. Потому что теракт у нас воспринимается исключительно как действие, направленное на шантаж государственной власти. То есть, обязательно должны быть выдвинуты какие-то требования. И если это не прозвучало, то вроде бы это и не теракт, а диверсия.

Может быть, это отражение этой тенденции - не квалифицировать деяние, как теракт, а списать на экстремизм, потому что экстремизм сейчас более модная и прибыльная тема. То ли у них действительно недостаточно доказательств, и они обнаружили некий склад, к которому имели отношение пару человек из этой организации, которые любят запасаться всякими такими вещами, а планов на подрывы на самом деле никаких не было.