"Нехорошая квартира" в пятом измерении

В Музее Михаила Булгакова, более всего известном под названием "нехорошая квартира", разработали новую экскурсионную программу, которая в равной мере предназначена как для зрячих, так и для слепых и слабовидящих людей.

Название проекта отсылает к тексту "Мастера и Маргариты". Это "Пятое измерение Нехорошей квартиры". Перед тем, как началась презентация нового проекта, композитор и медиа-художник Олег Макаров объявил:

– Сейчас будут представлены фрагменты звукового материала, использованного в саундарт-композиции. Это именно материалы, а не музыка. Звуки расстроенного пианино, пишущей машинки, еще какие-то шумы.

О том, как будет использоваться звуковая композиция в экскурсионной программе, рассказывает сотрудник Музея Булгакова Александра Селиванова:

– Мы поставили в музее десять беспроводных стереосистем, потому что здесь – памятник архитектуры. Была сложная задача, как не испортить интерьеры. И для нас это тоже очень интересный эксперимент: как ввести современное искусство в традиционный музей. Это конкретные звуки, шумы, собранные по современным канонам и соотносящиеся с саундартом. 12 ноября мы показываем проект Олега Макарова, который написал для нашего музея произведение "В отсутствии невидимого дирижера". "Невидимый дирижер" – это как раз большая цитата из "Мастера и Маргариты". Приходят группы посетителей, и начинается аудиопутешествие. Наши группы – это и зрячие, и незрячие. Мы сознательно делаем смешанные группы, чтобы люди не чувствовали себя изолированными. Они проходят по всей экспозиции. И это – единое произведение. Находясь в той или иной комнате, вы слышите какой-то свой фрагмент композиции, но параллельно слышно и то, что происходит во всей остальной квартире.

И вот для чего, по словам Александры Селивановой, понадобилось искать новые средства выразительности:

– Первая задача – выйти из тупика, связанного с экспозицией. Потому что посетители ожидают здесь совершенно удивительных впечатлений. Ведь Булгаков сам по себе удивительный писатель, и "нехорошая квартира", очевидно, тоже удивительное место. И попадая сюда, они менее всего ожидают увидеть традиционный литературно-мемориальный музей. А мы, получив государственный статус, постепенно приближаемся к такому варианту – с витринами, с этикетками. И хотим как-то избежать это участи. Поэтому нам нужен выход в другое измерение, которое описал Булгаков, говоря о "нехорошей квартире". И мы подумали, что это может быть звук, потому что он подталкивает фантазию человека, но ничего не навязывает. Кроме того, есть вторая задача, связанная с социальным аспектом. Инвалиды по зрению привлечены нашим музеем, потому что они очень читающие люди и, конечно же, Булгакова знают и любят.

Между прочим, таким посетителям разрешают трогать экспонаты руками. Разумеется, речь идет не о мемориальных вещах, а о так называемых типологиях. Прославленный Бегемотом примус, к примеру, дадут ощупать.