Янукович на базаре

В Киеве снова неспокойно. Тысячи протестующих из разных городов Украины приехали в столицу для того, чтобы не допустить принятия нового Налогового кодекса. Представители среднего и малого бизнеса встревожены, что новое налогообложение вынудит людей пополнить ряды безработных. Но больше всего возмущает, что власть начинает с поборов одного из самых незащищенных слоев населения.

Для того, чтобы понять настроение протестующих, приведу три примера украинской действительности.

Пример первый. Виктора Януковича, нынешнего Президента Украины, любили многие украинцы именно за то, что он человек из народа. Этакая украинская мечта. Смог пробиться из низов к вершинам. Но в последние годы этот человек из народа начал не вписываться в рамки общего восприятия. Виктор Федорович приватизировал с помощью довольно непрозрачных схем государственную дачу «Межигорье». Это 140 гектаров живописных земель на берегу Киевского водохранилища. Кроме дома Януковича, там есть кегельбан, физкультурно-оздоровительный комплекс с теннисными кортами, бассейн и фонтаны, искусственное озеро с водопадами, площадка для вертолета, причал на берегу Днепра, винный погреб, домики для персонала. Одним словом – дворец.

Оппозиция во главе с Юлией Тимошенко пыталась «межигорьевскую» карту разыграть во время президентских выборов. Ничего не получилось, хотя это не означает, что люди не в курсе условий жизни Виктора Федоровича. Люди все видят.

Пример второй. Есть в Украине рейтинговая телепрограмма под названием «Светские хроники». Импозантная ведущая посещает разного рода VIP-мероприятия столицы, где общается с представителями местной элиты. Неизменными участниками гламурных тусовок являются украинские политики. Вопросы телеведущей – почти всегда предсказуемы: на каких морях вы отдыхали, от какого модельера на вас наряд? Когда о подробностях гардероба рассказывает представитель шоу-бизнесса, это вполне объяснимо, но когда подобными откровениями начинает делиться народный депутат, то это уже диагноз. «Я предпочитаю украинским дизайнерам платье от Готье», - заявила как-то в интервью представительница ныне правящей Партии регионов.

Мне не совсем понятно, почему политики в стране со средней зарплатой в 2000 гривен (250 долларов) кичатся своими часами за 50 тыс. долларов или нарядами от парижских кутюрье. Ведь люди не слепые. Они все видят.

Пример третий. 30-летняя Ольга работает на рынке в Малине – небольшом городке на Житомирщине. Ольга – мать одиночка. Дочери – 10 лет. Бывший муж остался без работы, поэтому на алименты Ольге рассчитывать не приходиться. Потому она и решила заняться собственным делом. Открыла торговую палатку на местном рынке, где торгует вещами – от полотенец, платков до платьев и курточек. Заработок непостоянный. Таких, как она, в Малине, да и во всей Украине, множество. Конкуренция среди продавцов большая – наценку приходится делать маленькой. «Я за аренду земли на рынке плачу каждый месяц 500 гривен (более 60 долларов), рыночный сбор за день торговли 15 гривен (около 2 долларов), фиксированный налог каждый месяц 100 гривен (12 долларов), в Пенсионный фонд – еще 300 гривен (37 долларов) каждый месяц. А еще привезти товар – отдельная графа затрат. Мне остается денег ровно столько, чтобы не умереть с голоду», - делится своей бухгалтерий Ольга. «Боюсь даже подумать о том, что будет после внедрения новых налогов. Приехал бы на рынок к нам президент или премьер, поторговали бы рядом, тогда и поняли бы, с кого стоить брать налоги побольше», - предлагает Ольга.

И дело не в том, что бизнесмены не хотят платить высокие налоги. Они просто видят, что власть начинает не оттуда и не с тех. Люди видят, что никто не проводит обещанную борьбу с коррупцией. Люди видят каждодневное бахвальство политиков «майбахами», «мальдивами», «луи витонами». Потому малый бизнес и доказывает свое право на работу под стенами парламента. Люди почему-то не верят, что у них что-то получится.

Слишком уверенно себя чувствует украинская власть. Но надолго ли? Среди украинских журналистов сейчас в ходу грустная политическая шутка: главная ошибка нынешней власти – думают, что закручивают гайки, а на самом деле сжимают пружину.