Вручение национальной премии ТЭФИ приостановлено до весны 2012 года. Официально – по экономическим причинам. Церемонию, кстати, не отменяли никогда, а переносили лишь однажды. В 2003, после драмы Норд-Оста. Поэтому неофициальная и главная причина переноса, кажется мне, лежит не в экономической плоскости. Состоявшееся решение - результат давно наступившей усталости участников процесса, так и не преодоленной раздробленности академии. Не сформированного ощущение полноценного сообщества, у которого, несмотря на конкуренцию, предполагается некоторое единство целей и общие взгляды по принципиальным вопросам развития телевидения.
Верное – теоретически - расширение академии все равно не решило проблему ее «столичности». Из полутысячи членов почти 400 человек – представители компаний, работающих в Москве. Крупнейшие каналы - Россия, НТВ, ТНТ – не участвуют в конкурсе уже несколько лет. Купюрам в трансляциях (официальное объяснение всегда – по техническим причинам) тоже уже больше пятилетки. Так называемое «корпоративное голосование» возникло, с одной стороны, потому, что академию составляли члены нескольких федеральных производственно-вещательных корпорации. С другой, усиление «корпоративного голосования» произошло после 2004 года, когда стала меняться содержательная матрица всего телевидения, объективно и субъективно отразившая смену политического и общественного кода. Повеяло большими деньгами и охотой за унифицированными развлечениями. В конкурсах ТЭФИ последних пяти лет по разным причинам – политическим и корпоративным – периодически не участвовали достойные. Закрытые, уволенные, отформатированные и просто не желавшие признавать уровень судейства или самого право «не признавать». Академия в эти годы голосовала не только корпоративно, но часто – из-за тихого протеста.
Декларация в поддержку и защиту свободы слова, подписанная 36 академиками в 2004 года и уже тогда не озвученная президентом академии со сцены, определила вектор развития общественной организации, которая разрешила себе самой голосовать не только по «гамбургскому счету». В том числе брать в расчет не столько ответственность перед обществом, сколько отвечать перед непосредственным начальством, рекламодателями и политическим истеблишментом. Однажды, после разгрома «Интерньюс», 15 лет помогавшего становлению регионального телевидения, В.Познер сказал, что академия - «организация не политическая». Это правда, хотя и «Интерньюс» политической организацией не был. Телеакадемия - это организация профессионалов, которые, даже делая развлекательные программы все - равно связаны с тем, что во всем мире считают «общественным благом», т.е. с национальным эфиром. Попросту говоря, это работа по «производству смыслов» (даже если считается, что главное – производство рейтингов!) и по поддержанию чувства собственного достоинства профессиональной среды.
Да, организация соединяет тех, кто искренне голосует за «Подстрочник» и тех, кто больше десятка лет не выпускал картину в эфир. Тех, кто голосовал за вклад в развитие телевидения Манане Асламазян и тех, кто не захотел (или побоялся) давать репортажи о вручении ей награды. Тех, кто избран членами академии, но не голосует и не выставляет работы, потому что так решили работодатели, которые, в свою очередь, тоже академики, ведущие себя как феодалы, которые решают - выдавать индульгенцию или нет. Да, сотрудники телеканалов и производящих компаний – люди зависимые, и в академии люди боятся мировоззренческих окопов, потому что нарушение «водного перемирия» может похоронить и без того хрупкое равновесие. Недаром все члены академии так любят ТЭФИ-регион. С коллегами не с «центрального телевидения» легко и удобно говорить о стандартах профессии, об идеале, иногда недостижимом в собственной работе. Региональное ТЭФИ - это редкие встречи единомышленников.
Академия, в каком-то смысле, слепок страны. На словах многие возмущаются диктатом каналов, произволом начальников, кулуарными решениями учредителей, отсутствием честного разговора о профессиональных стандартах. Но дальше слов дело, как правило, не идет. Увы, не для кого не секрет, что часть академиков позволяет себе не смотреть конкурсные работы, а работу в секциях считает обузой. Я не помню, чтобы многих интересовало, а по какому собственно положению или регламенту живет академия? Почему члены академии переизбирали Познера на общем собрании, а Швыдкого на второй срок выбрали учредители? И какое именно положение будет менять рабочая группа, если ни старого, ни обновленного текста после прихода Швыдкого академики ни разу не видели? (Каюсь, став членом академии, тоже ни разу не попросила почитать основополагающий документ!). Есть и еще одна причина апатии и нежелания знать о решениях руководства - никто не хочет брать на себя общественную нагрузку и выстраивать отношения с учредителями. Они же, как правило, недоступные и всесильные нынешние или потенциальные начальники большинства членов академии. За последние годы было только одно доведенное до конца общее дело – утверждение процедуры тайного голосования. Единственная же попытка общего разговора большинства академиков друг с другом была предпринята лишь однажды, когда переизбирали Владимира Познер.
Вот почему нет ничего удивительного в том, что решение о переносе награждения национальной премией ТЭФИ приняли учредители, т.е. руководители 19 организаций ( http://www.tefi.ru/ru/founders/) и 12 членов правления (http://www.tefi.ru/ru/art/pravlenie/). 525 академиков и человек 20 вновь избранных узнали о «тэфи-паузе» из прессы. Такова цена общего безразличия. Академия есть, сообщества нет.
Тем не менее, правильно, что академия не развалилась (даже американская ЭММИ в свое время не избежала раскола из-за спора учредителей). Хорошо, что ВГТРК не хлопнула окончательно дверью. Отказ от исключительного выдвижения на премию от каналов очевидное благо. Увеличение количества членов академии – нормальный процесс. Фонд АРТ, который организует конкурсы, работает толково и развивает проектную деятельность. Но Фонд, при всей его эффективности, не может заменить сообщество. Российская академия телевидения не должна умирать, несмотря на общественную аморфность, на скандалы, на заявления о выходах, действительные уходы и корпоративные войны. Это организация, в которой важно состоять. В России нет другого национального телевизионного приза, кроме ТЭФИ, который так важно получать.
И еще. Вполне возможно, что учредители академии не без облегчения нашли повод взять паузу накануне нового политического цикла, чтобы избежать противостояния, ненужных скандалов и спорных решений при раздаче призов в период двух предвыборных кампаний. Надеюсь, что ТЭФИ только на время превращается в конкурс регионального телевидения. Весной 2011 будут вручать «ТЭФИ-регион» за 2010 год, а в декабре 2011 – за 2011. Для национального конкурса наступает мараторий, который должен закончиться через полтора года тишины. Национальную ТЭФИ вручат уже после того, как страна узнает имя нового президента.
Верное – теоретически - расширение академии все равно не решило проблему ее «столичности». Из полутысячи членов почти 400 человек – представители компаний, работающих в Москве. Крупнейшие каналы - Россия, НТВ, ТНТ – не участвуют в конкурсе уже несколько лет. Купюрам в трансляциях (официальное объяснение всегда – по техническим причинам) тоже уже больше пятилетки. Так называемое «корпоративное голосование» возникло, с одной стороны, потому, что академию составляли члены нескольких федеральных производственно-вещательных корпорации. С другой, усиление «корпоративного голосования» произошло после 2004 года, когда стала меняться содержательная матрица всего телевидения, объективно и субъективно отразившая смену политического и общественного кода. Повеяло большими деньгами и охотой за унифицированными развлечениями. В конкурсах ТЭФИ последних пяти лет по разным причинам – политическим и корпоративным – периодически не участвовали достойные. Закрытые, уволенные, отформатированные и просто не желавшие признавать уровень судейства или самого право «не признавать». Академия в эти годы голосовала не только корпоративно, но часто – из-за тихого протеста.
Декларация в поддержку и защиту свободы слова, подписанная 36 академиками в 2004 года и уже тогда не озвученная президентом академии со сцены, определила вектор развития общественной организации, которая разрешила себе самой голосовать не только по «гамбургскому счету». В том числе брать в расчет не столько ответственность перед обществом, сколько отвечать перед непосредственным начальством, рекламодателями и политическим истеблишментом. Однажды, после разгрома «Интерньюс», 15 лет помогавшего становлению регионального телевидения, В.Познер сказал, что академия - «организация не политическая». Это правда, хотя и «Интерньюс» политической организацией не был. Телеакадемия - это организация профессионалов, которые, даже делая развлекательные программы все - равно связаны с тем, что во всем мире считают «общественным благом», т.е. с национальным эфиром. Попросту говоря, это работа по «производству смыслов» (даже если считается, что главное – производство рейтингов!) и по поддержанию чувства собственного достоинства профессиональной среды.
Да, организация соединяет тех, кто искренне голосует за «Подстрочник» и тех, кто больше десятка лет не выпускал картину в эфир. Тех, кто голосовал за вклад в развитие телевидения Манане Асламазян и тех, кто не захотел (или побоялся) давать репортажи о вручении ей награды. Тех, кто избран членами академии, но не голосует и не выставляет работы, потому что так решили работодатели, которые, в свою очередь, тоже академики, ведущие себя как феодалы, которые решают - выдавать индульгенцию или нет. Да, сотрудники телеканалов и производящих компаний – люди зависимые, и в академии люди боятся мировоззренческих окопов, потому что нарушение «водного перемирия» может похоронить и без того хрупкое равновесие. Недаром все члены академии так любят ТЭФИ-регион. С коллегами не с «центрального телевидения» легко и удобно говорить о стандартах профессии, об идеале, иногда недостижимом в собственной работе. Региональное ТЭФИ - это редкие встречи единомышленников.
Академия, в каком-то смысле, слепок страны. На словах многие возмущаются диктатом каналов, произволом начальников, кулуарными решениями учредителей, отсутствием честного разговора о профессиональных стандартах. Но дальше слов дело, как правило, не идет. Увы, не для кого не секрет, что часть академиков позволяет себе не смотреть конкурсные работы, а работу в секциях считает обузой. Я не помню, чтобы многих интересовало, а по какому собственно положению или регламенту живет академия? Почему члены академии переизбирали Познера на общем собрании, а Швыдкого на второй срок выбрали учредители? И какое именно положение будет менять рабочая группа, если ни старого, ни обновленного текста после прихода Швыдкого академики ни разу не видели? (Каюсь, став членом академии, тоже ни разу не попросила почитать основополагающий документ!). Есть и еще одна причина апатии и нежелания знать о решениях руководства - никто не хочет брать на себя общественную нагрузку и выстраивать отношения с учредителями. Они же, как правило, недоступные и всесильные нынешние или потенциальные начальники большинства членов академии. За последние годы было только одно доведенное до конца общее дело – утверждение процедуры тайного голосования. Единственная же попытка общего разговора большинства академиков друг с другом была предпринята лишь однажды, когда переизбирали Владимира Познер.
Вот почему нет ничего удивительного в том, что решение о переносе награждения национальной премией ТЭФИ приняли учредители, т.е. руководители 19 организаций ( http://www.tefi.ru/ru/founders/) и 12 членов правления (http://www.tefi.ru/ru/art/pravlenie/). 525 академиков и человек 20 вновь избранных узнали о «тэфи-паузе» из прессы. Такова цена общего безразличия. Академия есть, сообщества нет.
Тем не менее, правильно, что академия не развалилась (даже американская ЭММИ в свое время не избежала раскола из-за спора учредителей). Хорошо, что ВГТРК не хлопнула окончательно дверью. Отказ от исключительного выдвижения на премию от каналов очевидное благо. Увеличение количества членов академии – нормальный процесс. Фонд АРТ, который организует конкурсы, работает толково и развивает проектную деятельность. Но Фонд, при всей его эффективности, не может заменить сообщество. Российская академия телевидения не должна умирать, несмотря на общественную аморфность, на скандалы, на заявления о выходах, действительные уходы и корпоративные войны. Это организация, в которой важно состоять. В России нет другого национального телевизионного приза, кроме ТЭФИ, который так важно получать.
И еще. Вполне возможно, что учредители академии не без облегчения нашли повод взять паузу накануне нового политического цикла, чтобы избежать противостояния, ненужных скандалов и спорных решений при раздаче призов в период двух предвыборных кампаний. Надеюсь, что ТЭФИ только на время превращается в конкурс регионального телевидения. Весной 2011 будут вручать «ТЭФИ-регион» за 2010 год, а в декабре 2011 – за 2011. Для национального конкурса наступает мараторий, который должен закончиться через полтора года тишины. Национальную ТЭФИ вручат уже после того, как страна узнает имя нового президента.