Киргизия в поисках виноватых

На похоронах погибших в Бишкеке. 9 апреля 2010 года

В Киргизии 22 ноября возобновился суд по делу экс-президента Курманбека Бакиева, ряда его родственников и представителей бывшей администрации. Все они обвиняются в превышении полномочий и в причастности к расстрелу демонстрации оппозиции в
Бишкеке 7 апреля, когда погибли более 80 человек.


Во время заседания 22 ноября суд несколько раз объявлял перерыв, поскольку некоторые из обвиняемых отсутствовали по непонятной судье причине. Перспектива затягивания процесса беспокоит обе стороны и независимых наблюдателей.

Сторонники и пострадавших, и обвиняемых в судебном деле по событиям 7 апреля в Бишкеке настаивают на скорейшем завершении судебного процесса. По мнению обеих сторон, судебное разбирательство в среднем продлиться от 2 до 2,5 месяцев, с учетом прохождения всех инстанций – до полугода, если, конечно, не будет затягиваться той или иной стороной умышленно и по разным формальным моментам.

По мнению представителей защиты подсудимых, затягивание дела может вызвать негодование у родственников погибших и пострадавших. Негодование вызывает не только откладывание и перенос судебных слушаний, но еще и неявка некоторых подсудимых, как это случилось в 22 ноября, когда отсутствовали бывший генпрокурор Нурлан Турсункулов, экс-руководители секретариата и аппарата президента – Оксана Малеваная и Каныбек Жороев.

По словам юриста правозащитного центра "Граждане против коррупции" Абдыкерима Аширова, недовольство вызывает и то обстоятельство, что на скамье подсудимых нет главных виновных:
Главные лица отсутствуют, и при таких обстоятельствах гнев подсудимых поворачивается на тех, кто находится на скамье подсудимых

– Главные лица отсутствуют, и при таких обстоятельствах гнев подсудимых поворачивается на тех, кто находится на скамье подсудимых. Я с самого начала говорил, что государство не должно создавать прецедент, привлекать к уголовной ответственности своих защитников, которые в соответствии с законом, в соответствии с присягой, исполняли свой служебный долг. Должны отвечать главные лица, которые находятся за пределами республики, которых никак не может получить наше государство. Здесь мало направления одного запроса о выдаче, здесь нужна работа и министерства иностранных дел, и первых лиц с первыми лицами тех государств, и встреча наедине.

Факт предъявления обвинения сотрудникам спецподразделения "Альфа" и службы госохраны, то есть тем, кто 7 апреля выполнял свой служебный долг, а именно охранял власть и открывал огонь по митингующим по приказу, по словам Абдыкерима Аширова, стал итогом поспешного обещания новых властей наказать виновных:

– Такое настроение у некоторых членов временного правительства явно присутствует – привлечь, может быть, и невиновных, и тем самым успокоить родственников погибших и раненых. Один вице-премьер-министр при возбуждении уголовного дела дал обещание: "мы задержим, мы уже поймали, мы их привлечем к ответственности". Это было явно поспешное обещание.

По словам юриста Осунбека Жамансариева, одного из лидеров объединения родственников погибших и пострадавших "Мекен Шейиттери", среди потерпевших была проведена разъяснительная работа, и во время судебного процесса они стараются держаться более спокойно. Хотя выкриков на этот раз было меньше, чем во время предыдущего заседания, тем не менее, они звучали, в том числе – и нецензурные. Но Осунбек Жамансариев уверяет, что безопасность для всех участников обеспечена, и продолжает настаивать на проведении открытых судебных слушаний, где могут присутствовать все желающие.

Хотя представитель потерпевших говорит об их относительном спокойствии в зале суда, адвокат защиты Абдыкерим Аширов предостерегает, что вероятность угрозы есть и вне стен Дворца спорта. По его словам, 17 ноября, в день первого судебного заседания, когда был сорван суд, на площади Ала-Тоо в Бишкеке было много молодежи, которая, возможно, была настроена поучаствовать в погромах. Поэтому, по мнению Абдыкерима Аширова, чтобы обеспечить полную безопасность, силовые структуры должны работать на опережение.