Корейские маневры президента Обамы

Президент Барак Обама

Давление на Китай и демонстрация верности союзническим обязательствам в отношении Южной Кореи – так Соединенные Штаты отвечают на северо-корейский артиллерийский удар по южно-корейскому острову.

Акция Пхеньяна была воспринята американскими военными столь серьезно, что президент Обама был разбужен около четырех утра помощником по национальной безопасности, сообщившим президенту о северо-корейской атаке. К вечеру президент в интервью телеканалу Эй Би Си так сформулировал позицию США:

– Это еще одна из серии провокаций последних нескольких месяцев. Мы призываем международное сообщество оказать давление на Северную Корею. Мы хотим увериться, что все государства региона осознают, что подобные действия представляют серьезную угрозу, которая требует ответа.

На вопрос, рассматривают ли США атаку на Южную Корею как атаку на Соединенные Штаты, президент ответил:

– Южная Корея была и остается нашим союзником со времени корейской войны. И мы однозначно подтверждаем готовность выполнить обязательства по защите Южной Кореи в рамках этого союза.

К берегам Южной Кореи было направлено ударное авианосное соединение, которое примет участие в четырехдневных американо-корейских военно-морских маневрах, начинающихся 28 ноября. Их цель не скрывается: это демонстрация силы в надежде урезонить северо-корейские власти. Но, как напоминают многие американские эксперты и дипломаты, подобные меры не приносили особых результатов в прошлом. Вот что сказал в интервью телекомпании Фокс бывший представитель США в ООН Джон Болтон:

– Эти действия Северной Кореи принадлежат к ее обычному арсеналу приемов. Она неоднократно прибегала к угрожающим провокационным акциям с тем, чтобы принудить Сеул и Вашингтон к переговорам, в результате которых Пхеньян, как правило, добивался ощутимой выгоды. Этот прием работал в течение последних лет почти безотказно. Вопрос в том, сработает ли он с президентом Обамой. Его администрация оказалась перед сложной диллемой, и Белый Дом, я думаю, вынужден будет в этой ситуации выдерживать более жесткую линию, чем первоначально намеревался президент Обама.

24 ноября, на следующий день после артиллерийской атаки, главным объектом дипломатических усилий Вашингтона стал Пекин. Представитель Госдепартамента в своем заявлении подчеркнуто выделил роль Китая, как ключевого игрока в регионе – единственного государства, обладающего реальным влиянием на северо-корейские власти. Пекин, по его словам, должен сыграть решающую роль в попытках разрешить конфликт в регионе. На нем лежит обязанность донести до сведения Пхеньяна, что умышленные акции, цель которых разжечь напряженность, неприемлемы. С подобным призывом к Китаю обратился и председатель объединенного комитета начальников штабов адмирал Муллен. Не все аналитики, впрочем, верят в то, что Пекин обладает достаточным влиянием на Пхеньян, как и в то, что он готов отказаться от традиционного патронажа коммунистического режима.