Схвачен виновник летних пожаров! (Екатеринбург)

Екатерина Петрова: 25 ноября в небольшом городке Североуральск начинается знаковый судебный процесс. Судить будут заместителя директора заповедника Денежкин Камень. Следствие посчитало, что виновником крупного пожара в этом заповеднике стал Константин Возьмитель. Он, якобы, допустил, халатность в исполнении своих служебных обязанностей. Обвинение Возьмителю уже предъявлено, и ему грозят крупный штраф и исправительные работы, - рассказал нам официальный представитель областного следственного управления Александр Шульга:

Александр Шульга: Согласно материалам данного уголовного дела 45-летний заместитель директора по охране окружающей среды и экологической безопасности государственного природного заповедника Денежкин Камень, являющийся одновременно начальником отдела охраны заповедной территории допустил халатность и не исполнил свои обязанности вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, а именно не предпринял мер по своевременной ликвидации очагов пожара на территории заповедника и не обеспечил на заповедной территории соблюдение установленного режима и правил пожарной безопасности.

Екатерина Петрова: Пожар в заповеднике начался в июле. Огонь тушили почти 2 месяца, пострадало около 3 с половиной тысяч гектаров леса, а ущерб насчитали в 17 миллиардов рублей. Руководство "Денежкиного Камня" обвинения в халатности отвергает. Директор заповедника Анна Квашнина рассказала нам, что громадную территорию в 80 тысяч гектаров охраняют 10 инспекторов. У заповедника 2 единицы техники, одна из которых практически не на ходу. Анна Квашнина считает, что за масштабным пожаром стоят сложные погодные условия минувшего лета, а также неповоротливый государственный механизм:

Анна Квашнина: Территории федерального значения, не только заповедник Денежкин Камень, но и вообще все заповедники остались, получается, без ответственного за тушение этих пожаров, вернее – ответственные есть, в данном случае это Возьмитель и Квашнина, но без ресурса для тушения пожаров. Ни для кого не секрет, что авиационная охрана лесов была практический изничтожена. Мы в самые первые часы заявили в Росавиаохрану, но они были заняты тушением лесов области и их действительно там физически очень мало. Это, во-первых, а во-вторых, отсутствует такой институт, как институт лесников, который мы как государство уже давно изничтожили, в третьих – была во всем этом пожаре большая доля несогласованности действий федеральных и областных структур. Федеральные очень далеко от нас, они физически не могут оказать помощи, а областные, грубо говоря, и не обязаны.

Екатерина Петрова: Анна Квашнина рассказала также, что сотрудники заповедника проводили собственное расследование причин пожара. Точно установить - был ли это поджог или просто неосторожное обращение с огнем сейчас практически невозможно. Накануне возгорания местные жители видели в районе заповедника каких-то людей. Однако их никто не ищет, гораздо легче наказать начальника охраны, которого и не нужно искать - говорит Анна Квашнина. Также считает и депутат областной думы, коммунист Андрей Альшевских, который неоднократно ездил в зону лесного пожара. По его словам, суд над Константином Возьмителем - это просто поиск козла отпущения.

Андрей Альшевских: Когда на высшем уровне давали указания прокуратуре найти крайних, я тогда уже говорил, что, к сожалению, будут отвечать те люди, которые, на мой взгляд, невиновны в произошедшем. Я считаю, в первую очередь должны отвечать чиновники, те, которые допустили проблемные моменты, в частности, то, что не выделяли достаточно денежных средств на организацию тушения подобных пожаров, на противопожарные меры – вот эти все нарывы и вскрылись, но, к сожалению, ни один из чиновников не будет нести ответственность, доходит до смешного, что даже благодарности раздают.

Екатерина Петрова: Добавлю, что в Свердловской области летом 2010 года горел и другой заповедник - Висимский. Пострадало около тысячи гектаров леса. Причем, в сентябре здесь вновь произошло возгорание, которое удалось быстро ликвидировать. Однако, этим случаем в областном следственном управлении не заинтересовались.


Владимир Абарбанель: 25 ноября состоялось первое заседание суда по этому делу. Катя позвонила мне и рассказала, как все прошло, и что говорят люди об этом процессе:

Екатерина Петрова: 25 ноября началось рассмотрение этого дела по существу, однако заседание было непродолжительным, было зачитано обвинительное заключение, то есть в чем, собственно, обвиняют Константина Возьмителя, и после этого судья перенесла заседание на 14 декабря. Эксперты настроены весьма пессимистично в том смысле, что вот нашли этого человека, Константина Возьмителя, которого, в принципе, можно обвинить в халатности и, собственно, ничего больше не нужно искать и можно предъявить ему все эти обвинения. Как мне рассказала директор заповедника Анна Квашнина, ей пишут из разных государственных заповедников в разных регионах и поддерживают, говорят, что этот процесс может стать показательным и прецедентным, поскольку обвиняют людей, которые в принципе не имеют возможности следить за состоянием таких громадных заповедников с той ресурсной базой, которая у них есть – это слова Анны Квашниной. Коллеги пишут им, поддерживают их и обещают какую-то свою поддержку, моральную и, возможно, какую-то иную поддержку, если в этом будет необходимость. Ну, и так же дирекция заповедника собирается идти до конца; они будут опротестовывать все решения, если эти решения будут не в их пользу, то есть обещают дойти до самых высших судебных инстанций, потому что они никакой вины за собой не чувствуют. Многие политики Свердловской области тоже считают это дело показательным, для того, чтобы просто найти крайнего.

Экспертное мнение директора природоохраннных программ общероссийской организации "Зеленый патруль" Романа Пукалова


Я возмущен услышанным, честно скажу: вот та информация, которая прозвучала в эфире по поводу виновности Константина и Анны, замдиректора по охране и директора заповедника, у меня вызывает просто шок, они здесь никаким боком ни в чем не виноваты! Это виновата система и сложные погодные условия, безусловно! Как 10 лесников в труднодоступной горной местности могу локализовать (обнаружили вовремя, они свою функцию выполнили) в отсутствии дорог, в отсутствии средств тушения пожарных, вертолетов, пожарных машин! Десять человек лесников были подняты по тревоге, приложили все возможные усилия для того, чтобы тушили этот пожар, и. естественно. Они не могли справиться с таким вот масштабным природным явлением. То, что в это время свердловские областные МЧС-органы и средства пожаротушения были направлены на тушение других лесов, я считаю, что это огромная ошибка. В наших заповедниках, уральских, сибирских лесных заповедниках, центрально-европейской части России в первую очередь сконцентрированы именно там вот последние «очаги» девственной природы и нетронутых лесов, именно их нужно сохранять. Естественно. Когда есть угроза жизни для людей, туда необходимо направлять средства пожаротушения, но когда горит лес, в первую очередь нужно спасать именно заповедники. Никто не приложил никаких усилий для того, чтобы помочь «Денежкину Камню», и пытаются Константина сделать «козлом отпущения», у меня ничего, кроме возмущения не вызывает! Мы людей выведем на улицы и будем защищать Константина до последнего. Потому что нищенское положение заповедников и отсутствие средств пожаротушения, и потом вешать на человека тюремный срок? Безобразие просто какое-то, сначала деньги выделите, и нормально обеспечьте работу заповедника, а потом уже спрашивайте с них! Я категорически против, и будем жаловаться до самых верхов, направим свое обращение от Общероссийской общественной организации "Зеленый Патруль". Поправки в Лесной Кодекс меняют ситуацию, если они будут в ближайшее время рассмотрены и приняты, действительно будет установлен институт лесников РФ, то это значительно улучшит ситуацию. Но при этом стоит ждать более экстремальных лет, и я готов прокомментировать то, что было летом 2010 года это цветочки, то, что будет летом 2020 года, вот это будут ягодки!