Сколько в России убежденных курильщиков

Ирина Лагунина: Насколько распространено курение в России? – это пытался выяснить Фонд "Общественное мнение" путем массового опроса. Какой процент населения курит? Многие ли хотят бросить? Способствуют ли борьбе с курением запреты и повышение цен на табачные изделия? Что такое курение с точки зрения медика и психолога? Рассказывает Вероника Боде.

Вероника Боде: По данным ФОМа, курят в России тридцать семь процентов граждан. Но это – без учета подростков, так как фонд "Общественное мнение" опрашивал только взрослое население страны. Убежденных курильщиков – девятнадцать процентов: это те, кто не хотят и не могут бросить. Тринадцати процентам это сделать удалось, семнадцать готовы к этому, и сорок процентов – что довольно много – хотят, но не могут избавиться от вредной привычки. Исследование ФОМА комментирует Екатерина Седых, директор проекта "Доминанты".

Екатерина Седых: Это очень драматический вопрос для нашего российского населения. Потому что, как показывают данные опросов регулярных, мы их проводим давно, но до сих пор ситуация не меняется и в основном курящими являются молодые мужчины. Я думаю, что разговоры, которые идут про продолжительность жизни, про повышение пенсионного возраста, они очень рядом связаны. Потому что, как показывают данные медиков, табакокурение – это один из основных факторов смертности, даже больше, чем алкоголизм. Поэтому повышение пенсионного возраста невозможно при такой ситуации с плохим здоровьем, что непосредственно проистекает из такой практики курения, особенно в такой аудитории наиболее активных граждан.

Вероника Боде: Насколько я поняла из ответов на один из ваших вопросов россиянам, они пребывают в довольно сложных отношениях с табаком, я имею в виду вопрос: хотите ли вы бросить курить?

Екатерина Седых:
В целом неспособны справиться самостоятельно с дурной привычкой подавляющее число курильщиков. И это соотношение – порядка 40% хотят, но не могут с ней справиться, не меняется за последние 8 лет, как мы ведем наблюдение.

Вероника Боде: Существенное повышение цен на табачные изделия одобрили бы 35 % опрошенных. Почти столько же – 34 % отнеслись бы к этому отрицательно. То есть общество по этому поводу разделилось ровно пополам. Выступающие за здоровый образ жизни полагают, что число курильщиков в этом случае снизится. Доводы их противников – что проблему это не решит, люди все равно будут курить, только расходы возрастут. Социолог Екатерина Седых.

Екатерина Седых: Здесь интересная ситуация, она кардинально меняется, кардинально противоположна среди тех, кто курит и среди тех, кто бросил, либо никогда не курил. Так вот, курильщики крайне отрицательно относятся к повышению цен на табачные изделия, а те, кто не курил и фактически сейчас страдает, они всячески за. И аргументы приводятся достаточно весомые и здравые о том, что повышение цен должно снизить число страдающих такой пагубной привычкой, людей, которые вынуждены будут от этого отказаться, во-первых. Во-вторых, это ограничит молодежь от расходов и, соответственно, от табакокурения, по крайней мере, как-то стимулирует или не будут чувствовать себя не так комфортно при сегодняшних ценах. Но и целом это должно повлиять на оздоровление общества. А те, кто курил, они так и говорят, что либо они перейдут на дешевые сигареты, либо будут продолжать в ущерб семейному бюджету. В целом против они.

Вероника Боде: Сейчас сколько тратят россияне на сигареты?

Екатерина Седых: По нашим подсчетам, это, конечно, данные очень усредненные, получается, что в среднем в неделю тратят порядка 210 рублей.

Вероника Боде: А как вы думаете, какие меры были бы действенны в борьбе с курением?

Екатерина Седых: Я считаю, что меры, связанные с ограничением свободы, с навязыванием и ограничением каких-то разумных взвешенных самостоятельных действий в далекой перспективе не ведет к хорошей ситуации и мало мотивирует к осознанному отказу таких привычек. Я думаю, здесь должен быть комплекс мероприятий, связанный, безусловно, с позитивными программами, рассказывающими, привлекающими, организующими все мероприятия, которые направлены на здоровый образ жизни. То есть отлучать надо, вовлекая во что-то другое.

Вероника Боде: Это была социолог Екатерина Седых. Нужно ли запретить курение в общественных местах? – такой вопрос корреспондент Радио Свобода задавал на улицах Саратова.

Нужно, чтобы вреда здоровью не было, чтобы не мучались люди. Кто не курит, от дыма еще больше отравляется, чем тот, который курит.

Мне кажется, в общественных не надо запрещать. Я тоже курильщик, поэтому не собираюсь бросать.

Я считаю, что нужно запрещать. Недавно была в Америке, там отведены специальные места за деревьями, которые найти невозможно, чтобы ни дети, никто не видел.

Я сам не курю, поэтому любые запахи, которые мне не нравятся, раздражают. Но другое дело, что я понимаю, что разом запретить все курение все равно не поможет. Поэтому надо этапно идти, приучать к культуре грамотно.

В учебных заведениях обязательно надо запретить. Я думаю, что в кафе должны быть места специальные для курильщиков.

Не надо. А где будем курить?

Я считаю, что это дискриминация. Это желание каждого человека и право каждого человека, что ему делать, курить или не курить.

Только за двумя руками. Я курю, бросать собираюсь. Если никто курить не будет, то может быть и я брошу.

Конечно, потому что у меня малыш. Нельзя зайти ни в кафе, если там курят.

Нужно запретить в общественных местах, потому что есть люди, которые не курят, они не переносят дыма.

Надо сделать для курящих и для некурящих места.

Вероника Боде: Голоса жителей Саратова записала Ольга Бакуткина. Медики считают курение наркотической зависимостью. Вот взгляд специалиста. Говорит психиатр-нарколог Юрий Сиволап, доктор медицинских наук, профессор Московской медицинской академии имени Сеченова.

Юрий Сиволап: Курение с точки зрения врача – это две проблемы. Первая проблема – это высокая заболеваемость и смертность. Курение – это первая главная причина так называемого бремени болезни в развитых странах, бремени для общества и государства. А вторая проблема – это то, что курение – это довольно серьезная зависимость. И хотя очень многие люди понимают, что курить вредно, опасно, не могут бросить именно потому, что они зависимы.

Вероника Боде: Почему людям трудно бросить курить? Если можно, чуть подробнее о механизме этой зависимости.

Юрий Сиволап: Механизм зависимости универсальный, там есть общая для всех зависимостей нейробиология. Это связано с нарушением нейромедиаторов. Это довольно скучная для неспециалистов химия. Как бы там ни было, если человек начинает употреблять седативные вещества, способные вызвать привыкание – алкоголь, героин, никотин. Никотин, кстати говоря, вполне сопоставим с алкоголем или с тяжелыми наркотиками по способности порабощать человека. Начинают работать биологические механизмы, они становятся порой гораздо сильнее человека. Равно как и психологическая деформация, которая формируется в ходе употребления табака или алкоголя или любого наркотика.

Вероника Боде: Есть ли хоть какие-то положительные моменты в курении? Скажем, многие говорят, что сигарета успокаивает или помогает думать.

Юрий Сиволап: Кажущееся впечатление. Что касается, помогает думать, было проведено очень интересное исследование в Израиле. Там посмотрели несколько тысяч израильских призывников, так вот у тех, кто к моменту призыва курил пачку и больше в день, у них на 10-15 единиц был ниже IQ, уровень интеллекта. То есть мыслительные способности никотин не повышает, а напротив он их снижает при систематическом курении.

Вероника Боде: Можно ли вылечить эту зависимость?

Юрий Сиволап:
Да, вылечить можно, безусловно. Но в принципе какая-то часть людей может бросить сама. Если врач просто советует пациенту бросить курить или предлагает ему лечение, то лечение в четыре раза эффективнее, чем просто совет бросить курить.

Вероника Боде: Как вы думаете, повышение цен на табачные изделия поможет борьбе с курением?

Юрий Сиволап: Наверное, должно. Но проблема заключается в том, что те подходы, которые используются в западных странах и которые дают явный эффект, у нас почему-то не всегда приводят к ожидаемому результату. Например, в Финляндии очень трудно купить алкоголь и это дает эффект. Когда у нас налагаются ограничения, у нас это приводит к увеличению торговли в незаконной сфере.

Вероника Боде: Юрий Павлович, 37% курящих россиян, без учета подростков, по данным фонда Общественное мнение, это, на ваш взгляд, много или мало?

Юрий Сиволап: Это очень много.

Вероника Боде: … уверен психиатр-нарколог Юрий Сиволап. А вот взгляд психолога. Насколько легко или, напротив, насколько трудно человеку бросить курить? Такой вопрос я задала кандидату психологических наук Александру Сосланду.

Александр Сосланд: Это очень странная постановка вопроса, потому что здесь одновременно и легко, и трудно. Трудность связана с тем, что вред для здоровья проявляется далеко не сразу, в отличие от тяжелых наркотиков. Человек долго не чувствует дурных последствий этого дела и поэтому мотивация на то, чтобы бросить курить, она от этого не усиливается. Слабая мотивация и уровень зависимости не такой драматический, как при алкоголизме и опийных наркотиках, кокаине и так далее.

Вероника Боде: А что помогает бросить курить? Если говорить о психологии человека, какие могут быть психологические установки, какое отношение окружающих?

Александр Сосланд: В первую очередь это, конечно, формирование собственной мотивации. То есть должно быть достаточно плохо и дурные последствия этого дела должны быть достаточно весомыми, чтобы эта мотивация появилась. Что касается давления окружающих, то оно очень редко может оказать решающее воздействие. И часто мы видим наоборот, что агрессия в адрес курильщиков только способствует закреплению курения по такому парадоксальному принципу. Но курение, как и всякая наркомания, включает в себя такой момент – презрение к общепринятому, как и всякая наркомания несет в себе черты слабого праздника. Скажем, уровень праздника при алкоголизме существенно более высокий. Курение относится к более повседневным наркотикам, но и в его структуру встроено презрение к общепринятым нормам, презрение к заботе о здоровье и поэтому все призывы, основанные на какой-то медицинской рациональной информации, что это плохо, что это вызывает те или другие дурные последствия для здоровья, они могут зачастую оказывать прямо противоположное парадоксальное воздействие и только укреплять человека в его упорстве и привязанности к сигарете.

Вероника Боде: Полагает психолог Александр Сосланд. А вот психофизиолог Каринэ Гюльазизова предупреждает, что бросать курить нужно осторожно.

Каринэ Гюльазизова:
Что касается курения, безусловно, в целом можно сказать, что да, это вредно. С другой стороны, надо тут же вспоминать о том, что любая зависимость существует у человека не просто так. Я не знаю людей, я не знаю народы, которые когда-либо переставали что-либо делать, просто исходя из того сообщения, из того послания, что это вредно. Сам по себе никотин, который содержится в сигаретах, он является веществом, которое способствует повышенной выработке серотонина. Соответственно серотонин, вступая во взаимодействие с определенными ферментами продуцирует выработку неотонина. А неотонин – это такой известный всем давно момент – это адаптоген, это вещество, которое позволяет адаптироваться к климату, к климатическим условиям, смене дня на ночь, ночи на день и так далее. Плюс ко всему это антидепрессант. Поэтому люди, которые зависят очень от сигарет, у них пониженная выработка неотонина и резко бросать курить, резко из обмена веществ убирать никотин – вещь опасная.

Вероника Боде: Так думает Каринэ Гюльазизова, психифизиолог, кандидат биологических наук. Впрочем, как показывает не только опрос Фонда "Общественное мнение", но и житейская практика, те, кто действительно хочет бросить курить, это, как правило, делают. А убежденных курильщиков даже серьезное повышение цен на сигареты не заставит отказаться от табака.