Гражданский протест футбольных фанатов

Акция фанатов "Спартака" с требованием наказать виновных в убийстве Егора Свиридова

Вчерашнее шествие футбольных фанатов по Ленинградскому проспекту в Москве с требованием непредвзятого расследования убийства болельщика московского "Спартака" Егора Свиридова породило в российских блогах рассуждения об устройстве гражданского общества. Литератор и журналист Сергей Кузнецов пишет в своем блоге:

Механика здесь такая же, как в случае нападения на Кашина: собираются соратники пострадавшего и требуют справедливости. И механизм не только один и тот же - он еще и правильный. В гражданском обществе каждый гражданин является членом многих сообществ - этнических, гендерных, профессиональных, географических и так далее. И случись что, представители этих сообществ должны выходить на улицу и требовать справедливости. Это, конечно, не значит, что "мое сообщество вписалось за меня" единственный механизм. В случае убийства в станице Кущевская механизм был другой - множество людей никогда там не живших и не бывавших, активно требовали расследования по разным другим причинам. Но то, что сообщества готовы защищать своих членов - это очень правильно.

Упомянутая Кузнецовым станица Кущевская тоже активно обсуждается в блогах – на сей раз в связи с заявлением местного следователя Екатерины Рогозы, которое она сделала на днях в традиционном жанре видеообращений к президенту. Рогоза опасается, что по результатам проверок, начатых после известных событий, выявят и накажут только рядовых сотрудников кущевского ОВД, а высокопоставленные чиновники, покровительствовавшие "банде цапков", избегут ответственности. Впрочем, описанную Рогозой практику круговой поруки на местах и назначения "стрелочников" при проколах тоже можно рассмотреть как готовность сообщества к защите своих членов. Об этом пишет в своей колонке на сайте polit.ru Михаил Захаров:

Кущевская является свидетельством, что юрисдикция власти, находящейся в Кремле и Белом доме, существует лишь на макроуровне государственного правления и трансграничной торговли. А еще этот пример показывает, что в России имеется местное самоуправление. Настоящее, а не выдуманное в прекрасных концепциях муниципальной реформы имени Дмитрия Козака. Правда, убийство в Кущевской показывает и какое оно на самом деле, что, вероятно, должно несколько отрезвить сторонников солженицынской "низовой демократии".

Автор портала "Свободная пресса" Дмитрий Трещанин сравнивает кущевскую банду с латиноамериканскими эскадронами смерти, обслуживавшими интересы латифундистов, и приходит к неутешительному прогнозу:

Территории, где единственный закон – это местный криминальный авторитет, для России 90-х были не в диковинку. В 2000-х практика де-факто была приведена к де-юре – бывшие бандиты легализовали свой бизнес, пошли во власть, обросли официальными регалиями, продвинули на должности "нужных людей" и стали неприкосновенными. Дальше – либо возникновение по типу латиноамериканских марксистских или маоистских партизанских отрядов, ведущих бесконечную борьбу с латифундистами. Либо – как в США в XIX веке - разделение страны на южную, рабовладельческую, и северную, свободную, части. Гражданская война и победа в ней белой цивилизации.


***

Англоязычная блогосфера обсуждает арест основателя сайта Викиликс Джулиана Ассанжа. Блогеры внимательно изучили историю, послужившую основанием для выдвижения против него обвинений в изнасиловании и предсказуемо усомнились в причинах судебного преследования. Вот мнение автора Modernityblog:

Джулиан Ассанж арестован по обвинению в изнасиловании. Полгода назад в Швеции во время добровольного секса у него порвался презерватив. А с другой женщиной он вообще занимался небезопасным сексом, что по шведским законам, вероятно, считается изнасилованием. На мой взгляд, это больше похоже на предлог для депортации его в США, где против него выдвинут обвинения в шпионаже. Мы уже слышали, как некоторые американские политики открыто призывали к убийству Ассанжа. А в чем его преступление? Он пролил свет на их некомпетентность и ошибки. Так его надо поздравить, а не наказывать.

Поскольку одна из предполагаемых потерпевших – известная шведская феминистка, блогеру Huffington Post феминистке Наоми Вольф показалось важным осветить идеологическую составляющую обвинения. Она сделала это в открытом письме к Интерполу:

Дорогой Интерпол! Как феминистка, я была рада узнать, что вы решили преследовать и сажать мужчин, ведущих себя как нарциссические свиньи по отношению к женщинами, с которыми они спят. Насколько я понимаю, Ассанж обвиняется в том, что он имел секс по взаимному согласию с двумя женщинами, и в одном случае у него порвался презерватив. Кроме того, его обвиняют в том, что он писал смс-ки одной женщине, направляясь на свидание к другой. Как феминистка, я рада тому, что так называемые жертвы используют феминистскую риторику и законы, чтобы отомстить за свои оскорбленные чувства. Именно ради этого и создавалось движение суфражисток. Спасибо тебе, Интерпол. Я уверена, что теперь вы возьметесь за преследование еще миллионов парней, которые, по слухам, делают то же самое. У меня есть информация из первых рук, что Джон Смит из Род-Айленда пошел на мальчишник со стриптизершами, хотя его подруга была резко против. А еще Марк Левинсон из Орегона не заметил, что у его подруги новая прическа, на целых ТРИ ДЮЙМА КОРОЧЕ. Они же террористы! Интерпол, фас!

Кроме того, стало известно, что платежные системы Visa и Mastercard решили заблокировать все денежные перевод в адрес сайтов Ассанжа. Ситуацию комментирует писатель Джефф Джарвес:

При помощи Visa и Mastercard я мог бы заплатить за порнографию, поддержать фанатиков, выступающих против абортов, гомофобов и даже Ку-клукс-клан. Однако я не могу использовать их – так же как и PayPal – чтобы поддержать Викиликс. А как же быть с гласностью, Первой поправкой и реформой правительства?