Ярмарка Non/Fiction: кризис завершен?

Издатель С. Кудрявцев стал лауреатом Премии Андрея Белого


Дмитрий Волчек: В воскресенье в Москве завершилась ярмарка интеллектуальной литературы Non/Fiction. Ее итоги подводим с Сергеем Кудрявцевым, главой издательства ''Гилея'' и директором одноименного книжного магазина. На ярмарке были объявлены лауреаты Премии Андрея Белого: Сергей Кудрявцев удостоен этой старейшей в России независимой награды в номинации ''литературные проекты''.

Сергей, в прошлом году на ярмарке Non/Fiction было ощущение кризиса: тут и всемирный финансовый кризис, и кризис книжной индустрии, отчасти связанный с ростом рынка электронных изданий. Прошел год, для вас очень важный, потому что магазин ''Гилея'' вернулся в самый центр Москвы. Какие сейчас настроения среди издателей, распространителей, всех, кто занимается не очень прибыльными, серьезными, малотиражными книгами, которым была посвящена ярмарка? Прошел испуг прошлогодний, кризис отступает?

Сергей Кудрявцев: У меня ощущение, что испуг или некая тревога не прошли, и кризис в этой области не закончился. Если говорить о самой Non/Fiction, то она постепенно меняет свой облик. Все меньше, мне кажется, представлены независимые некоммерческие инициативы, и все больше она коммерциализируется, превращается в своеобразный книжный базар, куда люди с удовольствием приходят и покупают книги у издателей по более низким ценам. Первые Non/Fiction были предназначены для такого рода инициатив, но ярмарка претерпела изменения за годы.

Дмитрий Волчек: И для самих издателей она стала дороже – я знаю, что некоторые отказались в этом году участвовать, потому что цены на стенд были неподъемные.

Сергей Кудрявцев: Они не сильно поднялись (по сравнению с прошлым годом, по крайней мере), но мы, например, тоже решили сократиться – поделили стенд с Московским Музеем современного искусства. Какие-то элементы всего этого устройства действительно подорожали. Но дело в том, что независимых некоммерческих начинаний меньше, они тонут в общей массе. На выставке проходит демонстрация того, как готовить еду, появились могущественные коммерческие стенды. Правда, достаточно много осталось семинаров, мероприятий, обсуждений и не исчезла возможность знакомиться, узнавать о новых книгах. Но все-таки, мне кажется, что многие просто не смогли участвовать: может быть, потому что маленькие издательства или маленькие магазины не вытягивают это, это просто не окупается.

Дмитрий Волчек:
Вот приятная деталь: книга, презентация которой прошла недавно в вашем магазине (об этой книге мы рассказывали
в программе ''Поверх барьеров''), кажется, стала главным событием книжной ярмарки. Это собрание сочинений Александра Введенского, которое подготовила Анна Герасимова. Вижу по отзывам: все говорят, что первым делом пошли покупать именно этот сборник.

Сергей Кудрявцев: Это правда. Действительно, она с большим успехом презентовалась у нас, а потом на ярмарке, на стенде ОГИ и БСГ-пресс, просто было паломничество за этой книгой. Это паломничество продолжается в наш магазин, потому что событие, что и говорить, долгожданное. Действительно, это было заметно, и более ярких событий, пожалуй, не найдешь на этой ярмарке.

Дмитрий Волчек:
Сергей, мы с вами беседовали летом, когда магазин ''Гилея'' только переехал в здание Музея современного искусства на Тверском бульваре, и вы говорили тогда о больших планах, о своем желании создать принципиально новый книжный магазин с большой культурной программой. Что удалось за полгода?

Сергей Кудрявцев: Во-первых, мне кажется, нам удалось найти свое лицо. Другое дело, что это надо еще доказывать и объяснять, и это лицо достаточно новое, потому что мы отказались от идеи книжного минимаркета, а старались концентрироваться на более узкой программе для людей с высокими эстетическими запросами. Стало больше искусства, мы стараемся представить русский авангард и все, что потом в той или иной мере им было инициировано. У нас есть девиз: ''Культура. Искусство. Авангард'', который, может быть, не отличается особой оригинальностью, но он, на мой взгляд, фокусирует аудиторию на нашем выборе. Удалось проводить достаточно часто встречи и мероприятия. Вот одно из них вы назвали. Сегодня будет презентация книги Аллена Тагера ''В будущее возьмут не всех'', посвященная ленинградским ''новым художникам'' 80-х годов. Публика приходит, и с лета, конечно, произошли заметные изменения: поток людей увеличился. Нам это дает возможность корректировать ассортимент, и мне кажется, что во многом оправдываются наши первоначальные замыслы.

Дмитрий Волчек:
Сергей, Премия Андрея Белого вам присуждена за издательский проект, за собрание сочинений Геннадия Айги. Поздравлю вас и спрошу об издательских планах.

Сергей Кудрявцев: Да, это было одно из лучших изданий ''Гилеи'' последних лет, и я хочу воспользоваться возможностью и все-таки сказать, что, на мой взгляд, премии заслуживают в большей мере составители: Галина Борисовна Айги, Александр Макаров-Кротков, художник Андрей Бондаренко (кстати, он получил диплом Ассоциации книгоиздателей за эту книжку, тоже на ярмарке Non/Fiction), парижский художник Николай Дронников, портретами которого сопровожден каждый том. Ну, и те, кто финансировал издание: люди собирали деньги, я бы это сам не потянул. Что касается планов, то я хочу продолжить издавать неизданного до сих пор Владимира Казакова, будет книжка ''Мадлон'', в которую войдет неизвестная проза его, пьесы, большое количество его собственных цветных иллюстрацией, рисунков, монотипий, коллажей. Выйдет переписка Крученых с Матюшиным, имеющая большое значение для понимания формирования его взглядов. Будет дополненное переиздание книги, которую готовил Бенгдт Янгфельд ''Якобсон-будетлянин'', и в ближайших планах две книжки известного вам художника и поэта Александра Бренера, который сейчас живет в Берлине. Одна — поэтическая, одна — прозаическая, написанная в соавторстве с его подругой Барбарой Шурц, ''Римские откровения'', связанная с его недавними приключениями и акциями в Риме.

Дмитрий Волчек: И ваш многолетний издательский проект — собрание сочинений Ильи Зданевича, которое тоже будет продолжаться?

Сергей Кудрявцев: Да, почти готов новый том. Это Илья Зданевич ранний, петербургского футуристического периода с 1912 по 1914 год, когда он был поклонником Маринетти и одним из первых начал пропагандировать футуризм в России. Как сейчас выясняется, совсем молодой Зданевич раньше многих других уже выступал с докладами, в соавторстве писал манифесты. Туда войдет и переписка его с мамой, которая жила в Тифлисе и очень сильно его ругала за то, что он общается с дурной компанией. Это, в основном, по материалам Русского музея — весь этот пласт его творчества хранится там.