Каждой Манежной - по Спивакову!

Глянув на фото со вчерашних погромов на Манежной площади, вспомнил лето 2002-го.

Именно тогда, в июне, на Манежной и вокруг неё предыдущее молодое поколение любителей футбола смотрело специальный, очень большой телевизор. По этому телевизору показывали матчи чемпионата мира по футболу в Японии и Корее; сокращённо - как сейчас помню - ЧМЯК. В том числе и матч между Россией и хозяйкой турнира - Японией, который состоялся 9 июня.

Матч выиграли хозяева, а Россия ЧМЯК покинула. После чего на Манежной и вокруг неё начался - опять-таки - натуральный погром. Так как японцев вокруг было немного, то в основном крушили машины, а попутно били всех. Но особенно - гостей с Дальнего Востока. Корейцев, китайцев, вьетнамцев; любых.

В это же время в Москве проходил очередной конкурс имени Чайковского - где тех же китайских музыкантов традиционно немало и на сцене, и в судейской коллегии. Узнав о том, что происходит, один из членов жюри конкурса скрипачей изобрел себе табличку с надписью "Я китаец, болею за русских" - чтобы в таком виде пробраться к гостинице, как раз на Манежной. Чему помешал Владимир Спиваков, в тот год возглавлявший жюри у скрипачей: он лично сопроводил коллегу до его номера с видом на продолжающийся погром.

Было бы наивным предполагать, что Владимир Спиваков, составив компанию китайскому судье, рассчитывал лишь на свою всемирную известность скрипача и дирижера. Гораздо полезнее в данном случае знать, что Спиваков в юношестве занимался боксом - куда более профессионально и успешно, чем может позволить себе обычный скрипач-консерваторец, переживающий за сохранность рук.

Как раз с руками китайского конкурсанта по имени Си Чень восемь лет назад сложился ещё более драматичный сюжет. Успешно отыграв первый тур, Си Чень прошел на тур второй. Однако 9 июня его избили погромщики - буквально накануне второго выступления, на том же отрезке между Манежной и "консой". В результате Си Чень попал в больницу - с травмами руки, которой он закрывал от погромщиков скрипку.

В больнице выяснилось, что руку Си Ченя можно относительно быстро вернуть в профессию. Однако на это требовалось хотя бы дней пять - что с трудом, но укладывалось в сроки второго тура. Владимир Спиваков убедил коллег дать китайскому конкурсанту сыграть последним - а не в первых рядах, как то было назначено ему жеребьевкой: сработал аргумент "иначе получится, что эти сволочи добились своего". Китаец не подвел и сыграл так, что прошел в третий, финальный тур - без форы и скидок. "Ну а теперь пусть он играет под своим номером, то есть в самом начале финалов", - предложил один из судей. Си Чень всё же сыграл последним и по праву получил вторую премию конкурса Чайковского. А того члена жюри - весьма, надо сказать, уважаемого музыканта - Спиваков в следующий раз в судейскую коллегию не взял. С формулировкой "за антигуманность".

Из этих музыкальных историй прошлого погрома - как минимум, два вывода. Во-первых, хорошая боевая форма - как физическая, так и гуманитарная - не повредит никому. Особенно когда речь идет о той или иной защите жертв событий.

Отсюда - во-вторых: рассчитывать на кого-то, кроме себя, в этой ситуации можно. При этом следует учесть, что Владимир Спиваков всего один, и он не всегда работает в районе Манежной площади Москвы.

А с теми, кто уполномочен защищать граждан от погромов именем государства - невзирая на разрез глаз и размер носа, - на Манежной площади и вокруг неё традиционно туго. Как иностранцев, так и наших. Как летом, так и зимой. Как в 2002-м - так и в 2010-м.

"Как на Манежной Отечественную проиграли"; о погроме 11 декабря 2010 года - в ЖЖ Юрия Васильева.