Обломов и другие (Ульяновск)

Иван Гончаров




Театральный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене», который состоялся в Ульяновске в четвертый раз, отличается тем, что в его программе – только спектакли по произведениям Ивана Гончарова, уроженца Симбирска. Этот писатель более всего известен своими романами «Обыкновенная история», «Обрыв» и «Обломов». Их еще называют «трилогией страсти», поскольку между ними есть внутренняя связь. Гончаров ставит своих героев перед моральным выбором между яркой, но недолговечной страстью и спокойной, надежной любовью на всю жизнь. В этом фрагменте из спектакля московского театра «АпАРТе» «Обломов. Эпизоды» заглавный герой упивается своим новым чувством к Ольге Ильинской,

Актер: До какой высоты поднимает человека любовь такой женщины, как ты! Ольга, я теперь ожил, я воскрес. Ольга, ты лучшая женщина на земле, ты первая женщина в мире!

Сергей Гогин:
Любовь – проверка на зрелость. Но влюбленный Обломов, по версии театра «АпАРТе», остается большим ребенком, который отказывается взрослеть. Даже его послеобеденный сон похож на тихий час в детском саду. В финале этого спектакля, перед лицом смерти, Обломов по-детски зарывается в занавес, как в одеяло, потому что под одеялом не так страшно умирать. Директор ульяновского музея Гончарова Антонина Лобкарева после очередного спектакля по «Обломову» делает вывод о современном звучании этого романа, который стал интересен молодым театрам с современной стилистикой.

Антонина Лобкарева: Этот роман, написанный Гончаровым 150 лет назад, становится базой какого-то нового искусства, новых образов. Гончаров действительно становится писателем уровня Шекспира, Гете. Он дал почву, на которой произрастают новые плоды. Мне кажется, это прекрасно.

Сергей Гогин:
Советское литературоведение сформировало идеологический стереотип Обломова как безвольного, бездеятельного лентяя, приросшего к своему дивану. С такими героями коммунизма не построишь. Сегодня актеры и режиссеры ищут и находят в характере Обломова новые глубины и приходят к выводу, что Обломов – с одной стороны, самодостаточная герметичная личность, а с другой стороны, душевный человек с золотым сердцем. Вот и в спектакле Русского театра из Берлина «Обломов умер. Да здравствует Обломов!» заразная душевная болезнь под названием «обломовщина» - не синоним лени и бездействия, а наоборот, синоним целостной личности, а «целый человек» в наши дни жить не может, утверждает драматург Михаил Угаров и создатели спектакля. Говорит режиссер Берлинского русского театра Григорий Кофман:

Григорий Кофман: Ну, есть у человека какая-то своя философия, ну, встретил девушку… Ты уже взрослый мужик, со свои сложившимся буддизмом в голове: лежу спокойно, все идет своим чередом. Ну как это могло получиться, что в этом целом Обломове какая-то есть щелочка, и туда вот эта занозочка попала! Не потому что она заноза, не потому что стерва, - она просто хорошая, обаятельная девушка…

Сергей Гогин: Театральный зритель Ирина Анатольевна, преподаватель математики в средней школе, говорит, почему ей интересны гончаровские герои.

Ирина Анатольевна: Да неважно, в каком веке живут – люди не меняются. И то, что было в 19 веке, можно перенести в век 21-й, поэтому актуальность восприятия мира, отношений между людьми, уважения – это все вечные ценности.

Сергей Гогин: Высветить отношения между людьми из команды фрегата «Паллада», на котором Иван Гончаров совершил путешествие в качестве секретаря кругосветной экспедиции, - такую цель поставил себе Сергей Тюжин, режиссер-постановщик спектакля «Фрегат «Паллада». Это была премьера Ульяновского драмтеатра, спектакль-путешествие. Работа необычна тем, что зрители, сидящие на сцене как на палубе корабля, могут почувствовать себя его пассажирами.

Отрывок из спектакля «Фрегат «Паллада»:

- Господин адмирал, фрегат к отплытию готов.
- Поднять якоря!
- Левый якорь поднят!
- Правый якорь поднят!
- Якоря подняты!
- Ну, с Богом!
- Господи, благослови…


Сергей Гогин: «Фрегат Паллада» ставится на сцене очень редко, потому что трудно театрализовать путевые очерки в двух томах. Но ульяновскому театру это удалось, говорит учитель биологии Татьяна Владимировна, которая пришла на спектакль со своими учениками.

Татьяна Владимировна: Я была полностью погружена в этот спектакль, поэтому я была участницей… Просто сказочно. Интеллигенция российского офицерства, высокая культура на сцене всех актеров, полная самоотдача – я в восторге!

Сергей Гогин: Ульяновский гончаровский фестиваль невелик – в этом году в нем приняло участие только пять театров, включая знаменитый МХТ имени Чехова. Дело в том, что Гончаров был хоть и блестящим, но романистом, а не драматургом, постановки его произведений требуют хороших инсценировок, а взяться за такое – великий труд, оттого спектаклей по Гончарову в России не так много, и не все они удачны. Поэтому в будущем фестиваль планируется проводить раз в два года и, возможно, приглашать спектакли не только из России и не только по Гончарову, но и по произведениям других писателей, с которыми именитый симбирянин имел дружеские или творческие связи.