Виктор Шендерович - о том, что можно противопоставить ревнителям расовой чистоты

Писатель Виктор Шендерович

Виктор Шендерович рассказал Радио Свобода о том, что можно противопоставить ревнителям расовой чистоты и авторам лозунга "Москва для москвичей!"Он предлагает провести митинг против ксенофобии "Москва для всех"

Напомним, 15 декабря, по данным ГУВД Москвы, милицией было задержано более тысячи участников столкновений между русскими националистами и выходцами с Кавказа. Группа националистически настроенной молодежи попыталась начать шествие от площади Киевского вокзала в сторону Большой Дорогомиловской улицы, выкрикивая националистические лозунги. Правоохранительные органы российской столицы сработали, как сообщается, оперативно: серьёзных конфликтов в этот день удалось избежать. Ранее, 11 декабря, несколько тысяч человек собрались на Манежной площади. Выкрикивая националистические лозунги, они нападали на людей с неславянской внешностью. В больницы с травмами различной степени тяжести попали 29 человек. Была повреждена новогодняя елка и разбита крыша ТЦ "Охотный ряд". Участники беспорядков протестовали против убийства фаната "Спартака" Егора Свиридова выходцами с Кавказа. Однако официальные организации футбольных фанатов заявили, что не имеют отношения к погромам на Манежной площади.

Президент РФ Дмитрий Медведев потребовал наказать зачинщиков "побоища на Манежной площади".

"Без меня народ неполный" - эти слова Андрея Платонова сегодня должен сказать себе каждый. В России есть и мы - миллионы отдельных, нормальных людей" - написал в своем блоге организатор митинга писатель и журналист Виктор Шендерович, призывая прийти на митинг под лозунгом "Москва для всех".

Заявка на митинг подана в мэрию Москвы, но разрешение пока не получено. Виктор Шедрерович ответил на вопросы корреспондента Радио Свобода.

- Вы пишете, что "нас (тех, кто против ксенофобии) очень много, но мы сторонимся толпы". Почему вы, несмотря на это, надеетесь, что на митинг под лозунгом "Москва для всех" соберутся люди?


- Я надеюсь, что люди очнутся. Состояние митинговости - ненормальное состояние, когда оно постоянное. Нельзя постоянно митинговать. И приличные, интеллигентные, нормальные люди вообще сторонятся толпы. Но в политике работают числительные. Во всем мире так: вывел Ле Пен 3 тысячи националистов на улицы Парижа - в ответ на это через неделю Миттеран вывел сотни тысяч французов. Это ответ на вопрос, кто народ, а кто маргинал.

Когда националисты под погромными лозунгами, прямо нацистскими лозунгами, выводят к стенам Кремля несколько тысяч человек, а мы ограничиваемся комментами у себя в Фейсбуке, то политический ответ на вопрос, кто представляет народ, очевиден: вот эти подонки - это и есть народ.

Между тем, это, разумеется, не так. Вокруг нас сотни тысяч, миллионы нормальных людей, которые читали правильные книжки в детстве, которые знают, что ксенофобия - это стыдно, а нацизм - это преступно. Просто эти люди существуют поодиночке. По интеллигентской традиции, удобнее остаться наедине со своей книжкой, со своей чашечкой кофе, со своим ноутбуком.

Но иногда бывают дни, когда нужно не постесняться выйти всем вместе и напомнить всем этим, что, кроме них, есть другой народ, другое
Мы выйдем под лозунгами "Москва для всех", "Россия без нацизма", "Свобода, равенство, братство"
представление о норме. Я думаю, что мы должны об этом представлении о норме, другом, своем, напомнить. Поэтому мы и выйдем под лозунгами "Москва для всех", "Россия без нацизма". Будет и довольно неновый лозунг - "Свобода, равенство, братство". Я надеюсь, что из сотен тысяч людей, из миллионов людей в Москве, которые разделяют эти лозунги, которые считают для себя стыдным жить в ксенофобии, я думаю, что среди этих сотен тысяч людей найдется 10 тысяч, которые в этот выходной день придут, чтобы настоять на нашем праве называться народом.

- Вы не опасаетесь нападений со стороны националистов? Вчера, судя по фотографиям, распространенным в Фейсбуке и в ЖЖ, у них отбирали заточки и ножи.

- Вы знаете, я был бы, наверное, марсианином, если бы я сказал, что я этого не опасаюсь. Разумеется, опасаюсь. Разумеется, мы понимаем, что имеем дело с подонками. Но мы надеемся, что в милиции найдутся люди, которые смогут обеспечить охрану этого мирного демократического митинга, в том числе в руководстве милиции. Надеюсь, что там найдутся не коррумпированные, а нормальные люди, которые испытывают те же чувства к нацизму, что испытываем мы.

Я надеюсь, что милиция - а мы подали официальную заявку в мэрию за 10 дней до этого события - сможет защитить участников акции. Это ее работа. Мы, со своей стороны, обещаем, что это будет только мирный митинг, будут только мирные лозунги. И я со своей стороны обещаю, что эти люди, которые придут к нам, по крайней мере, под этими лозунгами, - среди них не будет никаких боевиков и никакого оружия. То, что к нам могут пожаловать провокаторы, это мы также понимаем, и на этот случай также есть и милиции, и ФСБ. Пускай, наконец, займутся своим делом.

- Когда станет известно, разрешат ли митинг?

- Ну, это вопрос не ко мне. Мы подали заявку в мэрию, и я надеюсь, что митинг разрешат, потому что я вообще не представляю себе, по какой причине его можно было бы запретить с этими лозунгами.

- По причине "вашей же безопасности", например.


- Для этого есть милиция, чтобы обеспечивать мирное течение мирной демонстрации. Если милиция не в состоянии защитить 10 тысяч мирных граждан, вышедших под мирными конституционными лозунгами, то такая милиция должна уходить, и мы должны набрать какую-то другую милицию.

- Кто-то уже поддержал вашу затею?


- Тут же поддержала и, можно сказать, вместе со мной приглашает людей на Пушкинскую площадь в этот день Светлана Сорокина. Я думаю, что появятся в ближайшее время и другие, что называется, знаковые имена. Но тут мы все равны. Публичность, конечно, важна, но думаю, что в неприязни к фашизму замечательная Света Сорокина и любой обычный человек не из телевизора - равны. Мы просто граждане России, жители города, которые хотят жить в демократической стране и не стыдиться того, что они россияне и москвичи.