Девотченко играет Поприщина

Алексей Девотченко в роли Поприщина. Спектакль Московского ТЮЗа (http://www.moscowtyz.ru) "Записки сумасшедшего"

В Театре юного зрителя – премьера. "Записки сумасшедшего" в постановке Камы Гинкаса играет Алексей Девотченко. Это первая работа петербургского артиста в московском театре.

"Записки сумасшедшего" – монолог человека, теряющего разум, – частый гость на театральных подмостках. Кажется даже странным, что Кама Гинкас поставил свой спектакль только сейчас. Дело не столько в интересе режиссера к инсценированию прозы, сколько в том, что тема безумия звучит в разных его постановках: и в "К. И. из "Преступления", где на наших глазах сходит с ума Катерина Ивановна Мармеладова (Оксана Мысина), и в "Черном монахе", где та же участь постигает Коврина (Сергей Маковецкий), и в "Медее".

Так и подошла очередь Поприщина. Играть его должен был Сергей Маковецкий, но он отчего-то отказался от роли. И тогда в ТЮЗ пригласили Алексея Девотченко - петербургского актера, который играл в спектаклях Григория Козлова, Владимира Михельсона, Льва Додина.

Алексей Девотченко сыграл премьерный спектакль 15 декабря. Значительная часть зрителей не добралась до театра – машины стояли в пробках, некоторые станции метро были закрыты, многих молодых людей не выпустили из дома родители, знакомые из Осетии побоялись выходить из дома сами. Из разговоров в фойе следовало, что люди утром поехали к зданию Хамовнического суда, и только там узнали, что оглашение приговора по делу Ходорковского переносится на другое число. В общем, в нужное время и в правильном месте в очередной раз сходил с ума титулярный советник Поприщин, хотя политика в спектакль не вторгается.

Поприщин заперт режиссером и художником Сергеем Бархиным в желтый дом. В стенах сделаны выемки разных геометрических форм: в них иногда укрывается сам Поприщин, в иное время в них показываются персонажи его галлюцинаций: дворник, санитар, позже Канцлер – его играет Евгений Березовский, а также собачки Меджи и Фидель, дочь директора департамента, в которую влюблен Поприщин, а также певица, голос которой ему по нраву (все эти роли играют две молодые актрисы). Слуховые галлюцинации Поприщина слышит и зал.
Даже грустно, до какой степени спектакль своевременен. Прямой репортаж из подполья русской души

В переписке собачек, которая увлекла Поприщина не меньше, чем нас с вами переписка дипломатов на сайте "Викиликс", его самого обзывают "черепахой в мешке". Поприщин-Девотченко похож на маленького ребенка, на простодушного взрослого, на юродивого, и в то же время – на шута, скомороха, и – на уголовника, урку. У него вроде бы круглые невинные глаза, но они кажутся "раскосыми и жадными", скифскими. Он вроде бы тих и безвреден, но кажется опасным, как нож с выкидным лезвием: на вид штука безобидная, а через секунду – орудие убийства.

Говорит театровед Ирина Холмогорова:

– Есть одна очень интересная мысль: это, в общем, история Поприщина-Шарикова. Причем сделана она как история, естественно, комическая, но и драматическая. Но драматизм этот относится уже не к тому традиционному восприятию драматизма, которое мы обычно читали в "Записках сумасшедшего", это драматизм, так сказать, того человека, в которого вселилось это ощущение. Весь разговор об Испании, Англии – это же сегодняшние мещане, которые рассуждают о чем угодно.

* * *
"Я хочу видеть человека!" – кричит Поприщин. Мы-то его, благодаря Гинкасу и Девотченко, видим – несчастного безумца и опасного обывателя.

Говорит театральный критик Мария Седых:

– Спектакль, по-моему, потрясающий, и после него говорить довольно трудно. Но здесь очень важно заметить, что посвящен он Виктору Гвоздицкому, который на этой сцене сыграл когда-то "Записки из подполья". "Записки сумасшедшего" Гоголя вообще в каком-то смысле глубоко связаны с "Записками из подполья", и их два героя также глубоко между собой связаны. И мне кажется, что на этот раз спектакль более чем своевременен. Даже грустно, до какой степени он своевременен. Прямой репортаж из подполья русской души.

Говорит кинорежиссер Андрей Хржановский:

– Это, я считаю, сильнейшая работа одного из лучших - подозреваю так, что и по мировым меркам - режиссера Камы Гинкаса с поразительным актером Алексеем Девотченко. Просто грандиозный актер! Редкостного темперамента и редкостного технического аппарата, что сейчас вообще встречается чрезвычайно редко, невероятно пластичного, музыкального и поэтичного в сущности своего творчества. И с удивительным сценографом Сергеем Бархиным. Это событие просто огромного калибра в нашей сегодняшней жизни!