Владимир Кара-Мурза - о Гайдаре и либеральной оппозиции

В четверг, 16 декабря, исполнился год со дня смерти Егора Гайдара. На могиле экономиста и государственного деятеля был открыт памятник. На Новодевичье кладбище приехали близкие родственники, а также друзья и коллеги Егора Гайдара - Герман Греф, Александр Жуков и многие другие. С памятной речью к собравшимся обратился руководитель "Роснано" Анатолий Чубайс. В частности он сказал: "Я убежден в том, что страна еще поймет по-настоящему, что такое Гайдар в ее истории, что такое Гайдар в ее будущем".

Владимир Кара-Мурза: Год назад Россия простилась с Егором Гайдаром. Егор Тимурович был известен как один из идеологов и руководителей радикальных экономических реформ начала 90-х годов в России. Он занимал высокие посты в правительстве страны, в том числе был исполняющим обязанности и председателем правительства. Также он был депутатом Государственной думы первого и третьего созывов. Гайдар был одним из ключевых участников реформ, изменивших экономическую систему в стране. В частности, под руководством Гайдара была осуществлена либерализация розничных цен и начат процесс приватизации. В июне 94-го Гайдар стал председателем партии "Демократический выбор России". В декабре 98-го российские либерал-демократы объединились в общественный блок "Правое дело", в руководство которого также вошел Гайдар. Он был автором монографий "Экономические реформы и иерархические структуры", "Государство и эволюция", "Аномалия экономического роста", "Дни поражений и побед", "Долгое время". Накануне на Новодевичьем кладбище в Москве на могиле Егора Гайдара был открыт надгробный памятник, мемориал изображает открытую бронзовую книгу на ветру, листы которой ворошит ветер. О том, как отражается отсутствие Егора Гайдара на современном состоянии либеральной оппозиции, мы сегодня говорим с Андреем Колесниковым, обозревателем "Новой газеты", Андреем Нечаевым президентом российской финансовой корпорации, бывшим министром экономики Российской Федерации, и Юлием Нисневичем, президентом Института проблем развития либерализма, научным руководителем центра законодательной и парламентской работы, бывшим депутатом Государственной думы. Как по-вашему, подтверждает ли время правоту экономических реформ, инициированных Егором Тимуровичем?

Андрей Нечаев:
Я думаю, что безусловно. Начнем с истории, с того, что благодаря достаточно решительному курсу на рыночно-экономические преобразования просто элементарно удалось избежать тех бед, которые нам вполне обоснованно предрекали в конце 91 года и наши, и зарубежные средства массовой информации – и голод, и хаос, и возможный распад России, цивилизованный развод с бывшими советскими республиками, об этом все же забывать нельзя. Но вот те основы рыночной экономики, которые были тогда созданы, они в значительной степени работают и сейчас. И то экономическое благополучие, правда, очень относительное, как показал последний кризис, но все-таки которое мы наблюдали в нулевые годы, оно базируется как раз на тех базовых рыночных принципах, то, что российская экономика стала нормальной рыночной экономикой, развивающейся по общепринятым мировым законам, вот это безусловный факт. Хотя об этом нынешние власти говорить не любят.

Владимир Кара-Мурза: Прочли вашу статью в новой газете. Что побудило вас взяться за перо в годовщину смерти Егора Тимуровича?

Андрей Колесников: У меня еще была статья немножко другого свойства
То, что сделал Гайдар, превратило Россию в Россию. Он построил не только экономику, на мой взгляд, но и государственные институты Российской Федерации
в газете "Ведомости". Побудило взяться за перо то обстоятельство, что действительно, мне кажется, очень важным напоминать о том, что значил Гайдар для России, любыми, даже столь скромными средствами, которые мне доступны, а именно колонки в различных изданиях. Мне кажется, чрезвычайно важным напоминать о Гайдаре, чрезвычайно важным рассказывать о том, что он сделал, как он сделал и какое это значение имеет для страны. Потому что для многих людей сейчас молодых Гайдар – это вообще часть далекой очень истории. Это такой же деятельно политический малознакомый для современной молодежи, как Никита Хрущев, Леонид Брежнев. Это одна сторона проблемы, почему нужно рассказывать. И другая сторона проблемы гораздо более горячая, не историческая – это по-прежнему нужно доказывать, что то, что сделал Гайдар, было неизбежно, то, что сделал Гайдар важно для страны, то, что сделал Гайдар, превратило Советский Союз в Россию. То, что сделал Гайдар, превратило Россию в Россию. Он построил не только экономику, на мой взгляд, но и государственные институты Российской Федерации.

Владимир Кара-Мурза:
Как по-вашему, востребовано ли сегодня наследие Егора Тимуровича?

Юлий Нисневич: Вы знаете, я думаю, что, безусловно, востребовано. Только, мне кажется, что надо смотреть на это наследие, не возвращаясь назад в 90 годы, а пытаясь понять ту роль, которую он играет сегодня. На самом деле допустима такая вещь, можно противопоставить Егора Тимуровича Гайдара, как одного из руководителей страны в 90 годы, тем руководителям страны, которых мы имеем сегодня. Ведь насколько я знаю, даже самые злейшие противники Егора Тимуровича никогда в жизни про него не могли сказать, что он занимался присвоением каких-то средств, что он решал вопросы в сугубо личных интересах. Я не беру отдельных отморозков, которые просто не знают историю, но даже его откровенные политические противники этого никогда не скажут. И вот вам совершенно другая система, которая управляет страной сегодня. Вот, мне кажется, что самое главное. Андрей правильно говорил, что не вспоминаем Гайдара как политика, надо говорить, какой он был, о том, что были такие политические руководители страны, и мы сегодня имеем страну совершенно другую. Вот какое наследство, мне кажется, важно вспомнить. Совершенно другого класса человек просто.

Владимир Кара-Мурза: Алла Гербер, президент фонда "Холокост" и бывший депутат Государственной думы от фракции "Выбор России", не удивлена незаслуженным шельмованием либералов.

Алла Гербер: При жизни Егора Тимуровича столько говорилось и столько на него сыпалось камней, столько оскорблений столько издевательств. Егор Тимурович болел из-за этого. Потому что более бескорыстного, более честного, более светлого человека я просто не знаю за мою общественную жизнь, да вообще не знаю за всю жизнь такого второго человека. И сколько на него сыпалось. Мы с ним незадолго до его смерти разговаривали, и я даже сейчас говорю, чуть не плачу, вспоминаю, как он говорил, как ему тяжело, какой груз нес все эти годы этой нелюбви, этих оскорблений, этой ненависти.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.