– Свакор (друг по-сербски – Х.Н.), я знаю, что ты много не русский, – я улыбнулся фразе своего закадычного друга-журналиста Бояна Картича. – Но ты живешь русскими мыслями. Читаешь русскую литературу. Может, сможешь ответить на мой вопрос, почему русские не уважают не только приезжих, но и своих?
Мы сидели в спортбаре и ждали решения ФИФА о месте проведения ЧМ 2018. На экране телевизора показали карточку с надписью "Россия" и зал возликовал. Мы кричали "ура" и обнимались с совершенно незнакомыми нам людьми. Но радость от победы России улетучилась от фразы "ну, теперь начнется новый распил бюджетных денег". И вот тогда-то и сказал свою фразу Боян.
Почему часто люди не уважают своих? Почему мы никак не научимся объединяться, а все продолжаем делиться на "коренных чистых русских" и "кавказцев", "черных"? Почему мы долго терпим хулиганский беспредел (элементарно "не замечая" его на улице), а потом выходим на площадь и бьем, как правило, совершенно невиновных людей, единственная беда которых их цвет волос и строение носа?
Я хочу разобраться в том, что толкает человека на радостную похвалу и открытое унижение другого человека. Гордость или зависть? Единомыслие или презрение? Какая именно черта движет человеком при принятии решения "уважать или не уважать"? Мы все верим во что-то и в кого-то. Но, думаю, с этим согласятся все, главная наша вера – это бог. И религия дает нам ответы.
Я думаю, что человек склонен к оскорблению собеседника или уничижению поступков других, в первую очередь, из-за собственного комплекса неполноценности. Дефекты (уверен, что субъективные, потому что люди на этой земле равны!) его физического и умственно-духовного развития не разрешают такому человеку спокойно принять успехи других. Появляется недоступность в контроле чувствами и их управлении.
Я замечаю, что многие мои собеседники заражены низкой самооценкой, которая внешне проявляется в болезненной собственной важности, мнительности. Они видят в каждом публичном человеке только критика или наоборот, глупца. Большинство не только не любят другое хорошее, они не терпят даже свой успех, ища в нем негатив. И если четыре отморозка дагестанца устроили хулиганскую выходку в центре Москвы, то прессовать начинают весь народ Дагестана, словно не понимая, что единица – это не характеристика всего. Словно, какой-то желчегонный аппарат вырабатывает негативное отношение ко всему позитивному в обществе.
Гости столицы давно завоевали этот город и насадили свои порядки. Правила их поведения плотно характеризуются словом "беспредел". Но такое поведение возможно только там, где это позволено. Стоит ли уничтожать приезжих, если сам русский попустительствует беспределу приезжих? Почему требование уважать местную культуру появляется только после убийства человека и выливается в ответные погромы? Почему русский не уважает себя, разрешается измываться над собой, а потом, при включении механизма самосохранения, взрывается бунтом против всех и вся? Прислушивайся к мнению человека, но если его поступки становятся агрессивными или аморальными, борись с ним теми правами, которые тебе даны. Вот так я считаю.
Человек должен быть уважаем сам и уважать других. Уважение является лекарством от жестокостей мира и инструментом достижения любви. Но часто бывает, что, требуя уважения к себе, человек не дает то же самое окружающим. Такие люди задают вопрос: а за что уважать? И сами же отвечают: уважение надо заслужить.
И тем самым ступают на тупиковую тропу. Потому что если можно заслужить уважение, так можно заслужить и неуважение. Но дело в том, что природой уважения является не заслуга, а толерантность. Вот какие слова я нашел у психолога Фромма: "Уважение - это не страх и благоговение, это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность...".
Уважение – это путь совершенствования самого человека. В жизни мы сталкиваемся с огромным количеством жестоких и часто неразрешимых проблем. И часто при этом мы выдаем желаемое достижение цели за действительность путем обмана. И именно отсутствие уважения к себе и к окружающим стимулирует этот обман. А ярким примером этого являются этнические ситуации в Москве, где люди разных национальностей идут на переговоры с оружием в руках.
Любое инакомыслие в этой стране жестоко карается. Я не имею в виду политику, диктатуру, власть и прочие похожие слова. Я говорю об отношении самих людей друг к другу. Человек, имеющий отличное от других мнение, подвергается нападкам и обвиняется в ереси. Оскорбления человеческого достоинства при этом давно стало нормой. Люди одной формации перестали понимать друг друга. Отрыгивая свои комплексы и духовную нищету на более или менее умных и успешных людей, многие стерли грань между добром и злом, трудолюбием и ленью, успехом и подкупом.
– И ты считаешь, что единственным путем является привить россиянам новое мышление? – спросил мой друг, когда я поделился с ним своими мыслями.
– Да. Россияне давно потеряли надежду дойти до поставленных целей и забыли все тяготы жизни двадцатилетней давности. Сегодня гражданин живет одним днем, всячески отвергая любое проявление добра своего соседа. А если этот сосед – представитель Кавказа или Азии, то его добро не будет принято категорически. Замордованный лишениями, погруженный по горло в страх, не имеющий возможности (или желания?) изменить свою жизнь, он пользуется любым удобным случаем, чтобы позлорадствовать над неудачей соседа. А "черного" побить-унизить стало вообще национальной гордостью. И запретительными мерами Москва национальную проблему не решит. Она будет решена при строгом следовании абсолютно эффективному правилу Dura lex, sed lex – Суров закон, но это закон. Исключений по национальному, социальному или другому признаку не должно быть.
Мы должны привить каждому из нас, и приезжему и местному, новое мышление. Терпимость, которой у нас нет. В ее отсутствии мы бессильны перед прессом проблем и слабы духом. Мы все путники на дороге жизни. А истина многогранна. И поэтому мы не имеем права запрещать другим путникам искать ее по своим дорогам. Каждый из нас имеет право идти к ней своим путем. И запрет на их поиск неприемлем.
Нам не запрещено критиковать действия инакомыслящих людей. Но при этом наша критика должна быть цивилизованной. Мы должны уважать позицию инакомыслящего. Это минимальный шаг, который мы должны сделать. Мы должны быть терпимы к чужим мнениям, как терпима бывает мать к своему ребенку.
– А в чем проявляется терпимость? В этом?– Боян взглядом показал на напившегося бугая, пытавшегося угостить пивом случайно забредшего в бар немца. Он не хотел пить, но отказаться от настойчивого бугая побаивался и поэтому и пил большими глотками, чтобы побыстрее избавиться от нового друга.
– Нет, это неприятное исключение. Ты прекрасно понимаешь, что это человеческое нежелание затевать скандал с неадекватным человеком, который ничего не понимает. А толерантность включает в себя другие поступки. Не заострять внимание на недостатках, тем более не искать их, чтобы унизить их наличием. Важно не терять самообладание и выдержку, в первую очередь, в тех случаях, когда мнение оппонента грубо. Да, трудно сдержаться, но именно мудрая сдержанность позволит избежать очевидного насилия. В нашей, мусульманской, религии есть такое понятие кауль лайини, что означает легкое / мягкое обращение с человеком. А в Японии существует школьный предмет, по которому обучают искать полезное в противоположных взглядах и использовать это на собственное благо.
Конечно, это состояние достигается в результате постоянной тренировки своих человеческих качеств. Нужен механизм самоконтроля, который в детстве прививается воспитанием, а далее собственной дисциплиной и жизненным опытом. К сожалению, современная Россия начисто отвергает этот путь, продолжая общаться с позиции силы и исключительной правоты.
Каждый хочет терпимого к себе отношения. Мы мечтаем быть прощенными за все проступки, не желая обнародования нашего прошлого. Но тот, кто не прощает и не уважает, не может требовать этого к себе. Отношение людей к нам – это бумеранг наших поступков. Последние погромы в Москве – яркий тому пример.
Считаю ли я, что в России нет толерантности? С одной стороны люди готовы к обсуждению проблем и принятию многих альтернативных мнений. С другой стороны малейшее нарушение баланса интересов или вторжение в личное мнение приводит к грубому отторжению альтернативного суждения. Да и самому автору такого мнения придется не сладко. В России есть все предпосылки толерантности: свобода мысли и слова, наличие критики, возможность выражать свое мнение и не быть при этом единственным в этом роде. Но при этом есть также неуправляемая человеческая агрессия против всего инородного. Приезжие демонстративно выставляют свою культуру и требуют ее соблюдения, а местные долго терпят, а потом взрываются погромами и избиениями. За стол переговоров без предварительных ультиматумов ни одна из сторон садиться не собирается. Поэтому общество раздирают противоречия и нет коллективного сознания.
– Ты знаешь, как научить толерантности целый народ?
– Это задача не одного человека. Это работа каждого из нас.
Мы сидели в спортбаре и ждали решения ФИФА о месте проведения ЧМ 2018. На экране телевизора показали карточку с надписью "Россия" и зал возликовал. Мы кричали "ура" и обнимались с совершенно незнакомыми нам людьми. Но радость от победы России улетучилась от фразы "ну, теперь начнется новый распил бюджетных денег". И вот тогда-то и сказал свою фразу Боян.
Почему часто люди не уважают своих? Почему мы никак не научимся объединяться, а все продолжаем делиться на "коренных чистых русских" и "кавказцев", "черных"? Почему мы долго терпим хулиганский беспредел (элементарно "не замечая" его на улице), а потом выходим на площадь и бьем, как правило, совершенно невиновных людей, единственная беда которых их цвет волос и строение носа?
Я хочу разобраться в том, что толкает человека на радостную похвалу и открытое унижение другого человека. Гордость или зависть? Единомыслие или презрение? Какая именно черта движет человеком при принятии решения "уважать или не уважать"? Мы все верим во что-то и в кого-то. Но, думаю, с этим согласятся все, главная наша вера – это бог. И религия дает нам ответы.
Я думаю, что человек склонен к оскорблению собеседника или уничижению поступков других, в первую очередь, из-за собственного комплекса неполноценности. Дефекты (уверен, что субъективные, потому что люди на этой земле равны!) его физического и умственно-духовного развития не разрешают такому человеку спокойно принять успехи других. Появляется недоступность в контроле чувствами и их управлении.
Я замечаю, что многие мои собеседники заражены низкой самооценкой, которая внешне проявляется в болезненной собственной важности, мнительности. Они видят в каждом публичном человеке только критика или наоборот, глупца. Большинство не только не любят другое хорошее, они не терпят даже свой успех, ища в нем негатив. И если четыре отморозка дагестанца устроили хулиганскую выходку в центре Москвы, то прессовать начинают весь народ Дагестана, словно не понимая, что единица – это не характеристика всего. Словно, какой-то желчегонный аппарат вырабатывает негативное отношение ко всему позитивному в обществе.
Гости столицы давно завоевали этот город и насадили свои порядки. Правила их поведения плотно характеризуются словом "беспредел". Но такое поведение возможно только там, где это позволено. Стоит ли уничтожать приезжих, если сам русский попустительствует беспределу приезжих? Почему требование уважать местную культуру появляется только после убийства человека и выливается в ответные погромы? Почему русский не уважает себя, разрешается измываться над собой, а потом, при включении механизма самосохранения, взрывается бунтом против всех и вся? Прислушивайся к мнению человека, но если его поступки становятся агрессивными или аморальными, борись с ним теми правами, которые тебе даны. Вот так я считаю.
Человек должен быть уважаем сам и уважать других. Уважение является лекарством от жестокостей мира и инструментом достижения любви. Но часто бывает, что, требуя уважения к себе, человек не дает то же самое окружающим. Такие люди задают вопрос: а за что уважать? И сами же отвечают: уважение надо заслужить.
И тем самым ступают на тупиковую тропу. Потому что если можно заслужить уважение, так можно заслужить и неуважение. Но дело в том, что природой уважения является не заслуга, а толерантность. Вот какие слова я нашел у психолога Фромма: "Уважение - это не страх и благоговение, это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность...".
Уважение – это путь совершенствования самого человека. В жизни мы сталкиваемся с огромным количеством жестоких и часто неразрешимых проблем. И часто при этом мы выдаем желаемое достижение цели за действительность путем обмана. И именно отсутствие уважения к себе и к окружающим стимулирует этот обман. А ярким примером этого являются этнические ситуации в Москве, где люди разных национальностей идут на переговоры с оружием в руках.
Любое инакомыслие в этой стране жестоко карается. Я не имею в виду политику, диктатуру, власть и прочие похожие слова. Я говорю об отношении самих людей друг к другу. Человек, имеющий отличное от других мнение, подвергается нападкам и обвиняется в ереси. Оскорбления человеческого достоинства при этом давно стало нормой. Люди одной формации перестали понимать друг друга. Отрыгивая свои комплексы и духовную нищету на более или менее умных и успешных людей, многие стерли грань между добром и злом, трудолюбием и ленью, успехом и подкупом.
– И ты считаешь, что единственным путем является привить россиянам новое мышление? – спросил мой друг, когда я поделился с ним своими мыслями.
– Да. Россияне давно потеряли надежду дойти до поставленных целей и забыли все тяготы жизни двадцатилетней давности. Сегодня гражданин живет одним днем, всячески отвергая любое проявление добра своего соседа. А если этот сосед – представитель Кавказа или Азии, то его добро не будет принято категорически. Замордованный лишениями, погруженный по горло в страх, не имеющий возможности (или желания?) изменить свою жизнь, он пользуется любым удобным случаем, чтобы позлорадствовать над неудачей соседа. А "черного" побить-унизить стало вообще национальной гордостью. И запретительными мерами Москва национальную проблему не решит. Она будет решена при строгом следовании абсолютно эффективному правилу Dura lex, sed lex – Суров закон, но это закон. Исключений по национальному, социальному или другому признаку не должно быть.
Мы должны привить каждому из нас, и приезжему и местному, новое мышление. Терпимость, которой у нас нет. В ее отсутствии мы бессильны перед прессом проблем и слабы духом. Мы все путники на дороге жизни. А истина многогранна. И поэтому мы не имеем права запрещать другим путникам искать ее по своим дорогам. Каждый из нас имеет право идти к ней своим путем. И запрет на их поиск неприемлем.
Нам не запрещено критиковать действия инакомыслящих людей. Но при этом наша критика должна быть цивилизованной. Мы должны уважать позицию инакомыслящего. Это минимальный шаг, который мы должны сделать. Мы должны быть терпимы к чужим мнениям, как терпима бывает мать к своему ребенку.
– А в чем проявляется терпимость? В этом?– Боян взглядом показал на напившегося бугая, пытавшегося угостить пивом случайно забредшего в бар немца. Он не хотел пить, но отказаться от настойчивого бугая побаивался и поэтому и пил большими глотками, чтобы побыстрее избавиться от нового друга.
– Нет, это неприятное исключение. Ты прекрасно понимаешь, что это человеческое нежелание затевать скандал с неадекватным человеком, который ничего не понимает. А толерантность включает в себя другие поступки. Не заострять внимание на недостатках, тем более не искать их, чтобы унизить их наличием. Важно не терять самообладание и выдержку, в первую очередь, в тех случаях, когда мнение оппонента грубо. Да, трудно сдержаться, но именно мудрая сдержанность позволит избежать очевидного насилия. В нашей, мусульманской, религии есть такое понятие кауль лайини, что означает легкое / мягкое обращение с человеком. А в Японии существует школьный предмет, по которому обучают искать полезное в противоположных взглядах и использовать это на собственное благо.
Конечно, это состояние достигается в результате постоянной тренировки своих человеческих качеств. Нужен механизм самоконтроля, который в детстве прививается воспитанием, а далее собственной дисциплиной и жизненным опытом. К сожалению, современная Россия начисто отвергает этот путь, продолжая общаться с позиции силы и исключительной правоты.
Каждый хочет терпимого к себе отношения. Мы мечтаем быть прощенными за все проступки, не желая обнародования нашего прошлого. Но тот, кто не прощает и не уважает, не может требовать этого к себе. Отношение людей к нам – это бумеранг наших поступков. Последние погромы в Москве – яркий тому пример.
Считаю ли я, что в России нет толерантности? С одной стороны люди готовы к обсуждению проблем и принятию многих альтернативных мнений. С другой стороны малейшее нарушение баланса интересов или вторжение в личное мнение приводит к грубому отторжению альтернативного суждения. Да и самому автору такого мнения придется не сладко. В России есть все предпосылки толерантности: свобода мысли и слова, наличие критики, возможность выражать свое мнение и не быть при этом единственным в этом роде. Но при этом есть также неуправляемая человеческая агрессия против всего инородного. Приезжие демонстративно выставляют свою культуру и требуют ее соблюдения, а местные долго терпят, а потом взрываются погромами и избиениями. За стол переговоров без предварительных ультиматумов ни одна из сторон садиться не собирается. Поэтому общество раздирают противоречия и нет коллективного сознания.
– Ты знаешь, как научить толерантности целый народ?
– Это задача не одного человека. Это работа каждого из нас.