Автозак "Россия"

Однажды их судьбы уже скрестились. Они даже встретились, эти два человека, столь различных меж собой. Дело происходило пять с половиной лет назад в знаменитой московской тюрьме. Познакомившись, экс-олигарх Ходорковский и полковник в отставке Квачков друг другу неожиданно понравились.

Пленный диверсант назвал соседа по камере "мыслящим человеком", "исключением среди олигархов" и даже "патриотом". Бывший глава ЮКОСа "очень высоко" оценил собеседника "как военного специалиста", заключив, что с таким профессионалом "можно, что называется, ходить в разведку".

Потом пути их разошлись. Ходорковского и Лебедева приговорили к длительному лагерному сроку. Квачкова вчистую оправдали присяжные.

Сегодня две эти России – либеральная и национал-социалистическая – снова вместе. Только в разных столичных тюрьмах. Михаила Борисовича уже объявили виновным в Хамовническом суде. Владимир Иванович задержан по обвинению в попытке организации вооруженного мятежа.

Абсолютно разные дела. Совершенно разные люди. Однако почему-то имена их в мыслях о текущей политической жизни соединяются намертво, и причина тут не только в том, что они соседствуют в новостных лентах.

По-настоящему объединяет их другое: чувство кромешного абсурда при чтении этих новостных лент.

Ходорковский, как следует из уже прозвучавшей части судебного вердикта, действительно "украл всю нефть". Хуже того: по мнению судьи, похищенного оказалось даже больше, чем насчитали прокуроры. Происходящее в Хамовническом суде до такой степени напоминает бред, что адвокаты обвиняемых уже говорят о бунте Данилкина, который якобы столь замысловатым образом протестует против оказанного на него давления. Хотя если это окажется правдой, то надо будет признать, что все приговоры по делу ЮКОСа были восстанием судейского корпуса против неправедной власти.

В той же кафкианской манере развивается и сюжет, связанный с полковником Квачковым. Лидер какого-то безумного "Народного ополчения Минина и Пожарского", он арестован на основании показаний бунтовщика из Тольятти. В деле присутствует арбалет как оружие восставшего пролетариата, а также некие провинциальные боевики, которые по сигналу из Центра должны были выступить походом на Москву, по пути разоружая воинские части и "присоединяя к себе новые отряды восставших". Эту Вандею, как можно понять, и пресекли на корню труженики ФСБ, арестовав Квачкова в самом логове заговорщиков – в его квартире на Бережковской набережной.

К слову сказать, сюжет этот до боли напоминает сценарий С. Белковского, сочиненный лет семь назад и называвшийся "Одиночество Путина-2". Только в нем действовали недобитые олигархи, которые создавали в стране атмосферу всеобщей неприязни к Путину, затем организовывали бессрочный митинг с требованием отставки нацлидера, потом в дело вмешивалась Америка, президент покидал Кремль, а ликующая толпа освобождала Ходорковского.

Белковский с тех пор довольно сильно изменился – в отличие от российской действительности. В ней по-прежнему преобладают конспирологические сюжеты. Сей театр абсурда работает без выходных.

Имеются и различия. Ходорковского власть в лице национального лидера ненавидит с какой-то иррациональной силой. Квачкова в Кремле вполне обоснованно боятся. И хотя различия эти принципиальны, беззаконие торжествует всюду – и в деле отставного подрывника, и в деле экс-олигарха. И судьбы их снова пересекаются за тюремной решеткой, словно в один и тот же автозак сгружают, выкручивая руки, митингующих на Триумфальной и громящих Манежную. Без разбору. В рамках борьбы с правовым нигилизмом и плановых мероприятий по совершенствованию судебной системы.