Социолог Владимир Шляпентох – о свободе выбора у американцев и россиян

Профессор Мичиганского университета Владимир Шляпентох

Профессор Мичиганского университета, социолог Владимир Шляпентох готовит книгу под рабочим названием "Свобода выбора и ограничения в ежедневной жизни американцев". Однако речь в ней пойдет не только об американской ситуации, но и о российской.

Среди авторов книги - как американские, так и российские социологи. Задача авторов – проанализировать, как обстоит дело со свободой выбора в двух странах и как власти, федеральные и локальные, ограничивают число альтернатив, которыми располагает человек в своей частной жизни. В книге будут главы, посвященные образованию, религии, поведению в публичных местах, вопросам выбора между жизнью и смертью. А вот чего здесь точно не будет – так это экономики и политики. О концепции книги Радио Свобода рассказал профессор Мичиганского университета Владимир Шляпентох:

– Идея книги состоит в том, чтобы показать, что американцы вовсе не так свободны в своей ежедневной жизни, как они себе часто представляют. В действительности федеральное правительство, правительства штатов, различного рода организации и общественное мнение существенно ограничивают свободу выбора американцев, сокращая число альтернатив, которые находятся в их распоряжении. Сейчас в Америке идет бешеная дискуссия о проверке граждан в аэропортах: должны или нет соответствующие службы сканировать тело пассажира или его ощупывать. Либертарианцы просто в бешенстве, как можно таким образом ограничивать человека, его свободу! А официальные лица спрашивают: а как насчет безопасности?

– Что больше всего, по вашим наблюдениям, ограничивает свободу выбора в США?

– Стремление усилить цивилизационные требования к поведению человека и, если хотите, защитить человека от самого себя. Либертарианство, в общем, исходит из того, что человек - это рациональное существо, что человек принимает разумные решения. Другая точка зрения: человек не такой уж и разумный. Например, он же курит. Надо ограничить его курение ради него самого. Общество здесь было беспощадно. Это поразительно, как быстро на моих глазах Америка отказалась в значительной степени от курения. Сейчас в Америке сильна тенденция как-то воздействовать на диету граждан, уменьшить вредный жир в их пище. Ведь ожирение является одной из главных проблем здоровья в Соединенных Штатах. Но либертарианцу всякое ограничение свободы кажется опасным: мол начинают с курения, а закончат ГУЛАГом.

– Именно так и звучит – ГУЛАГ?

– Именно ГУЛАГ, Сталин и так далее, и тому подобное. Дело в том, что действительно страшный опыт советского общества, конечно, оказал на человечество огромное влияние и будет продолжать оказывать. ГУЛАГ является элементом американского сознания и аргументом в попытках радикальных республиканцев, "партии чаепития" не допустить никакого вмешательства государства в жизнь человека.

– В чем разница американской ситуации и российской?

– Возникла гипотеза, что в России больше свободы в ежедневной жизни, чем в Америке. Я только могу предполагать, что более мягкое отношение к законам в России делает количество альтернатив в поведении россиянина в общественных местах или при строительстве дома гораздо более свободным. Например, строительство частного дома в Америке ограничено большим числом разных правил. У меня при взгляде на всякие картинки из российской жизни, на многочисленные виллы, возникает впечатление, что таких ограничений, по сути, в России нет.

– А хорошо ли это?

– Американская либертарианская догма: чем больше свободы – тем лучше. И это так, если вы противопоставляете себя тоталитарному обществу. Но, если тоталитаризм уже не представляет для вас угрозу, то формула "чем больше свободы – тем лучше", с моей точки зрения, не подходит, особенно в век международного терроризма, в век проблем экологии. Нужно искать какое-то оптимальное соотношение свободы и ограничений.


Следите за последними новостями социологии на странице программы Вероники Боде "Общественное мнение".