Обозреватель РС Виталий Портников – о взаимоотношениях Украины и ЕС

Виталий Портников

Главным событием украинской политической жизни на этой неделе неожиданно стало решение министерства внутренних дел Чешской республики о предоставлении политического убежища в этой стране бывшему министру экономики Украины Богдану Данилишину.

Решение правоохранительного ведомства Чехии принято буквально через несколько дней после того, как Киев посетил европейский комиссар по делам расширения и соседства Штефан Фюле. Уже во время его визита наблюдатели подчеркивали: европейский комиссар пытается донести до президента Виктора Януковича и других представителей украинского руководства, что сейчас решается вопрос о том, какими будут отношения Брюсселя и Киева. Насколько украинское руководство готово прислушаться к сигналам из стран Европейского Союза о том, что избирательное правосудие, репрессии против оппозиции, попытка подмять под себя средства массовой информации, не будут служить взаимопониманию между Европой и Украиной, а то, что президент Виктор Янукович постоянно говорит о курсе своей стране на европейскую интеграцию – это слова, а то, что на самом деле происходит на руководимой Виктором Януковичем Украине – это дела. А в Европе, как это ни удивительно, привыкли обращать внимание не на декларации, не на обещания, а именно на эти дела.

То, что Богдан Данилишин получил политическое убежище в Чехии, это, конечно, не прямое следствие пребывания в Киеве еврокомиссара, но это свидетельство отношения стран Европейского Союза к украинскому правосудию. Слова об избирательном правосудии прозвучали именно из уст европейского комиссара. И министерство внутренних дел Чешской республики, предоставляя политическое убежище одному из высокопоставленных чиновников правительства Юлии Тимошенко, как бы соглашается: да, избирательное, да, речь идет не о борьбе с коррупцией, а о желании властей запугать и уничтожить украинскую оппозицию как таковую. И дело не в том, что в генеральную прокуратуру Украины на допросы вызывают бывшего премьер-министра Юлию Тимошенко и не в том, что задержали бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко. Дело не в личностях, дело в отношении к коррупции, как к рычагу для расправы с политическими оппонентами.

Ведь не случайно в Киеве все время обращают внимание на тот факт, что какого-либо серьезного коррупционного расследования против фигур действующей власти как бы не происходит, как будто все хорошо, отделываются "стрелочниками" или не происходит никаких серьезных дел против фигур, связанных с бывшим президентом Виктором Ющенко, из рук которого Виктор Янукович фактически получил всю власть в стране. Более того, многие люди из окружения Ющенко занимают неплохие посты и при нынешней власти, и никто не думает, что они могли бы быть причастны к какого-то рода злоупотреблениям.

Словом, все всем понятно. Не понятно, кажется, только украинской власти. Ей кажется, что будут верить не в то, что она делает, а в то, что она говорит. Именно поэтому Украина становится все больше и больше похожа на соседнюю страну – на Россию или на Белоруссию – с одной только разницей: России не нужны западные кредиты, а Белоруссии не нужны визы для чиновников в страны Европейского Союза. Ее руководители перестали туда ездить тогда, когда еще не было возможности покупать собственность в Ницце или на Сардинии, тогда, когда счета в западных банках не были столь популярны. Да и будем честны – кто из белорусских руководителей мог бы все это купить, помимо одного-единственного человека, имя которого все мы знаем, и членов его семьи. А украинским руководителям все это нужно: им нужно ездить, любоваться красотами европейских берегов с балконов собственных вилл, им нужен доступ к собственным счетам, и им очень нужны западные кредиты. Без этих кредитов украинская экономика просто исчезнет на глазах ее руководителей, и руководители останутся один на один с собственным народом. А народ ждет от них явно чего-то другого.

Словом, не стоило бы украинскому руководству воспринимать Запад, как наперсточники на вокзалах воспринимают очередного лоха, которого можно просто развести на деньги и с этими деньгами скрыться где-нибудь в вестибюле метро. На государственных должностях необходимо другое, ну, не наперсточное мышление. Не понятно, насколько оно сегодня в Киеве присутствует. Ведь в украинском дипломатическом ведомстве пообещали помочь генеральной прокуратуре Украины получить Богдан Данилишина из Чехии, и, таким образом, Киев еще раз доказал то, что адекватно отреагировать на происшествие в Праге руководители Украины не могут. Что сейчас они будут бороться уже не с самим Данилишиным, который получил политическое убежище, а с Евросоюзом, который, по сути, ему это политическое убежище предоставил, а эта борьба явно не закончится в пользу украинского руководства.