Дело Маркелова и Бабуровой: в поисках убийцы

Акция в Москве в память об адвокате Станиславе Маркелове и журналистке Анастасии Бабуровой, 15 февраля 2009

Разбирательство по делу об убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой может стать одним из наиболее громких судебных процессов этого года.

В конце января в Московском городском суде будет сформирована коллегия присяжных, которым предстоит определить – виновны ли подсудимые Никита Тихонов и его гражданская жена Евгения Хасис в совершении этого преступления. 18 января их защитники созвали пресс-конференцию в ходе которой заявили, что в деле нет ни одного убедительного и процессуально чистого доказательства вины Тихонова и Хасис в совершении двойного убийства.

Следствие же убеждено: Никита Тихонов убил адвоката Станислава Маркелова, известного своим участием в громких судебных процессах, в том числе связанных с защитой интересов антифашистов на почве ксенофобии. Корреспондент "Новой газеты" Анастасия Бабурова стала случайной жертвой, оказавшейся рядом в момент нападения. Евгению Хасис будут судить как пособницу, поскольку, по версии обвинения, она осуществляла слежку за адвокатом незадолго до его убийства.
Накануне второй годовщины со дня покушения на Маркелова и Бабурову защитники тех, кого следствие называет убийцами, созвали пресс-конференцию, в ходе которой сообщили: следствие проведено недобросовестно и судить будут не тех. Адвокат Евгении Хасис Александр Васильев заявил:

– Совершенно не отрабатывалась версия о "химкинском следе", поскольку в свое время Маркелов представлял интересы Бекетова. Совершенно не отрабатывалась версия по другому делу, когда отряды ОМОНа устроили в городе Благовещенске форменный террор. Больше всего меня удивило то, что совершенно не отрабатывался и чеченский след.

С адвокатом согласны многие наблюдатели. Они напоминают: Станислав Маркелов интересовался материалами, связанными с Химкинским лесом и представлял интересы родственников Эльзы Кунгаевой, из-за похищения и убийства которой был осужден бывший полковник Юрий Буданов. Кстати, убили Маркелова сразу после пресс-конференции, которую он давал, так как был недоволен состоявшимся условно-досрочным освобождением Буданова из колонии. Однако сторонники версии следствия напоминают: ожидающий суда Никита Тихонов почти три года был вынужден скрываться, поскольку находился в федеральном розыске по подозрению в совершении убийства антифашиста Александра Рюхина. Интересы его семьи представлял Станислав Маркелов. Считается, что уголовное преследование Тихонова во многом продолжалось, благодаря активности Маркелова. Во время обыска в квартире Никиты Тихонова был найден, в том числе, и пистолет "Браунинг", из которого, как установила экспертиза, 19 января 2009 года стреляли в Маркелова и Бабурову. Адвокат Александр Васильев заявил о незаконном проведении обыска, поскольку на него не было санкции суда, и о том, что Тихонова торговать оружием вынудили:

– Тихонов длительное время, в течение нескольких лет, являлся подозреваемым по делу убийства Рюхина, в связи с чем был вынужден перейти на нелегальное положение: пользовался поддельными документами, скрывался от следственных органов. Находясь на нелегальном положении, Тихонов не имел возможности обеспечивать себя, не имел источников и средств к существованию. В связи с этим он пошел на преступление – торговлю оружием. В рамках этой свой деятельности по купле-продаже оружия, этот пистолет и оказался в руках Тихонова. На тот момент Тихонов, естественно, не предполагал, что это за пистолет и какая бурная история у этого пистолета была ранее.

Соратник Никиты Тихонова по праворадикальному движению Алексей Барановский обратил внимание на то, что у Тихонова изъяли и пистолет, из которого стреляли в члена националистической группировки "Черные ястребы" Расула Халилова. Тихонова пытались обвинить и в этом убийстве, но не смогли набрать доказательств. В деле об убийстве Станислава Маркелова нет ни одного серьезного доказательства вины Тихонова, считает Алексей Барановский:

– Никаких прямых доказательств вины Тихонова в убийстве Маркелова нет. Есть какие-то косвенные натянутые сведения. Из "прямых доказательств" в деле есть оговор, который сделал его лучший друг – Илья Горячев, он свидетель обвинения. Другой лучший друг Никиты Тихонова, сокурсник Сергей Юрзунов также дал показания против Никиты. Показания, отмечу, лживые со стороны Горячева, а Юрзунов дает показания по поводу оружия. Не знаем, что сподвигло Горячева и Юрзунова дать показания против Никиты, но, зная методы следствия, мы предполагаем, что им были сделаны некие предложения, от которых они просто не смогли отказаться. Поскольку процесс открытый, все тайное станет явным. Мы выходим на суд с гордо поднятой головой и с открытым забралом.

По мнению заместителя директора информационно-аналитического центра "Сова" Галины Кожевниковой, заявления Барановского вполне согласуются с общей стратегией возглавляемого им "Русского вердикта" по защите праворадикалов:

– Эта стратегия состоит в том, чтобы в публичном пространстве дезавуировать следствие и представить все как самооговор или оговор кем-то другим. Показания о пистолете, которым совершенно убийство Халилова, это как бы попытка отвлечь внимание. Вот, мол, Тихонова обвиняют во всех смертных грехах, у него даже нашли такой пистолет, а у него – алиби. Что касается разговоров об оговоре, то я думаю, что это какой-то внутренний конфликт, о котором мы пока не знаем. Кроме того, Барановский лично заинтересован в том, чтобы перевести стрелки, потому что все ему припоминают пост в блоге, где он фактически сдал Тихонова. Он прямо заинтересован в том, чтобы перевести стрелки на других членов организации.

Отбор коллегии присяжных, которым предстоит разобраться в этом деле, назначен на 27 января. А девятнадцатого января, во вторую годовщину со дня убийства Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой, в нескольких российских городах, включая Москву и Петербург, пройдут акции антифашистов.