Профессор Владимир Шляпентох, готовящий книгу о свободе выбора в Америке, высказал гипотезу, что в России, если говорить не о политике, а о повседневности, свободы, может быть, даже и больше. Взять хотя бы строительство дома. В США эта процедура поставлена в жесткие рамки массой всяческих ограничений, а в России, говорит Владимир Эммануилович, стоит посмотреть на фотографии местных вилл и коттеджей, – и понятно, что картина совсем другая.
А я вспомнила рассказ своих знакомых из Чикаго: они, купив дом, все никак не могли собраться покосить газон, ну, он и зарос немножко. (Не до российского состояния, конечно: так, чуть-чуть.) Но тут пришел сосед и говорит: "Может, у вас косилки нет? Может, вам некогда? Так давайте я ваш газон покошу. А то нехорошо как-то…" Моим знакомым стало неудобно, и они сами привели газон в идеальное состояние. (Заметьте, тут уже не закон действует, а просто некие негласные нормы приличия, которые соблюдаются неукоснительно.) В Лотошинском же районе Подмосковья, где у меня дача, такого произойти просто не может: Зарос у тебя участок лопухами и снытью в человеческий рост – твое дело. У каждого есть полная свобода выбора: косить траву на своем участке или дать ей вольно произрастать, пока в ней не заведутся змеи (и заводятся, и прекрасно себя чувствуют, и выводят змеенышей, и расползаются по соседним участкам…) Зато получается прямая экономия: забора высокого ставить не надо, за лопухами все равно соседям ничего не видно.
Вспомнились мне американские озера, в которых так хотелось искупаться в жару, но нельзя: один раз попробовала – сразу подошел местный житель и деликатно заметил, что не стоит в этом водоеме плавать, ведь в нем же рыбу ловят. Дики и непонятны были мне такие речи, однако купаться я больше не стала. Не поплаваешь там и в водохранилищах. В России же по водохранилищам не только люди плавают, но и собаки, и катера, и много чего другого… Что это? Свобода или безалаберность? Хорошо это или плохо? Вот ведь вопрос…
В США, говорят, находились смелые люди из бывших россиян, которые пытались давать взятки дорожной полиции. Плохо это кончалось. Когда же в Москве меня останавливает инспектор ДПС, у меня есть свобода выбора: например, лишиться водительских прав на полгода - или выложить на месте кругленькую сумму, права оставив при себе. Многие знакомые идут именно последним путем, а иным лень даже ждать оформления протокола, а потом идти в Сбербанк платить штраф, да еще после везти квитанцию в то отделение дорожной милиции, которое этот штраф наложило. Но даже если квитанцию отвезти, то все равно гаишники могут эти данные в нужный реестр не внести, по забывчивости и разгильдяйству, и человек будет числиться должником, к нему, чего доброго, придут судебные приставы взыскивать 100 рублей в счет ГИБДД, да мало того, его еще включат в "черные списки", и когда он поедет отдыхать за рубеж, заплатив перед тем кучу денег за путевку, пограничник в аэропорту Домодедово на паспортном контроле, сверившись с компьютером, даст бедолаге от ворот поворот, и – добро пожаловать обратно домой, и прощай, дорогая путевочка…Так что автомобилист, скорее, предпочтет заплатить штраф (или даже половину штрафа, что, несомненно, куда лучше) на месте, прямо в карман откормленному инспектору. И что тут у нас получается? Коррупция на дорогах тут у нас получается. Так что же это? Свобода или … О том, хорошо это или плохо, я уж рассуждать воздержусь…