Владимир Кара-Мурза - о санкциях Евросоюза и инаугурации Лукашенко

Александр Лукашенко снова присягнул на верность белорусскому народу

В "Гранях времени": политик Станислав Богданкевич и журналисты Светлана Гамова и Юрий Дракахруст.
В пятницу, 21 января, Александр Лукашенко официально вступил в должность президента Белоруссии. Он принес присягу в присутствии депутатов парламента, членов Конституционного суда. На инаугурации Лукашенко не было представителей Евросоюза - в четверг Европарламент осудил репрессии против белорусских оппозиционеров. Власти США в пятницу заявили, что готовы возобновить действие отмененных ранее санкций против Белоруссии.

Владимир Кара-Мурза: На сессии Европарламента в Страсбурге в четверг единогласно принята резолюция по Беларуси - самая жесткая из всех, которые Евросоюз когда-либо принимал в отношении официального Минска. Парламентарии предлагают Совету ЕС ввести экономические санкции, заморозить все виды финансовой помощи, исключить Беларусь из программы "Восточное партнерство" и даже отменить проведение в 2014 году в Минске Чемпионата мира по хоккею. Также предлагается немедленно ввести запрет на выдачу виз и заморозить счета в странах Евросоюза высших белорусских чиновников, а также представителей судебных и правоохранительных органов, причастных к фальсификациям результатов выборов и репрессиям в отношении оппозиции, активистов гражданского общества и журналистов. В документе подчеркивается, что эти санкции должны действовать до тех пор, пока белорусские власти не освободят всех политических заключенных и задержанных в ходе акций протеста, а также не снимут с них обвинения. США также поддерживают резолюцию Европарламента немедленно ввести санкции в отношении руководства Беларуси, заявил журналистам пресс-секретарь Госдепа США Филипп Кроули. Послы стран Евросоюза проигнорировали состоявшуюся 21 января церемонию вступления в должность президента Лукашенко – они в пятницу в знак протеста покинули территорию Беларуси и сейчас находятся в Вильнюсе. Это послы Ирландии, Италии, Эстонии, Великобритании, Польши, Румынии, Словакии, Финляндии, Швеции, Венгрии, Германии, Литвы и представитель Еврокомиссии. Также на церемонии отсутствовал временный поверенный в делах США в Беларуси Майкл Скэнлан и посол Украины. О том, повлияют ли санкции Евросоюза на судьбу репрессированных белорусских политиков, сегодня в день инаугурации белорусского президента Лукашенко мы говорим со Станиславом Богданкевичем, экс-главой Национального банка Белоруссии, почетным председателем Объединенной гражданской партии Белоруссии, Светланой Гамовой, заведующей отделом политики ближнего зарубежья "Независимой газеты" и Юрием Дракахрустом, обозревателем Белорусской службы Радио Свобода. Удалось ли белорусским властям сегодня создать в стране иллюзию праздника?

Станислав Богданкевич: Я думаю, что нет. Потому что в стране продолжаются широкомасштабные репрессии в отношении оппозиционных правозащитных организаций, они не прекращались до сих пор. Обыски продолжаются, вызовы в КГБ продолжаются. Поэтому ничего праздничного в Минске, в стране фактически нет. Дежурная инаугурация произошла, чиновники приветствовали главу государства.

Владимир Кара-Мурза: Чем вы объясняете, что Европарламент принял такую жесткую резолюцию, а российский Кремль не только поздравил президента Лукашенко, но и сказал, что репрессии в отношении противников – внутреннее дело Белоруссии?

Светлана Гамова: Я объясняю это тем, что накануне перед новым годом Лукашенко все-таки удалось частично примириться с Москвой и подписал он документы по таможенному союзу. Это было нужно,
Выждет и будет играть опять же с Евросоюзом и Россией
необходимо очень Москве. Он сделал это. Он как бы поставил на Москву, хотя на самом деле надо знать Лукашенко, чтобы понять, что Лукашенко и дальше будет играть. Выждет и будет играть опять же с Евросоюзом и Россией. Но пока на данный момент этот шаг его означал шаг в сторону Москвы. Но не надо забывать, что Кремль может быть не забудет, как он себя вел во время информационной войны России и Белоруссии и что он наговорил в адрес Кремля. И Россия, конечно же, так себя ведет, потому что ей нужен Лукашенко в таких образованиях структурных в рамках СНГ, как Таможенный союз, ЕврАзЭС, они тоже будут с ним играть. Но во всяком случае я не считаю, что во всем. Я думаю, что в дальнейшем, когда мы выждем, Москва будет поддерживать, чтобы заключенных выпустили.

Владимир Кара-Мурза: Накануне в Москве состоялась встреча премьеров Белоруссии и России. Можно ли сказать после этой встречи, что Кремль фактически финансирует режим Лукашенко?

Юрий Дракахруст: В известной степени – да. Там речь шла о четырех миллиардах косвенных субсидий. Хотя вроде по расчетам экономическим получается, что поменьше где-то на два миллиарда долларов. Но знаете, в этой ситуации так получается, что вот эти европейские и американские санкции, европейские, правда, пока не введены, пока есть решение
Запад, мягко говоря, не только не собирается бросаться на помощь Лукашенко, но и ведет речь об экономических санкциях
Европарламента, они открывают для России довольно широкое поле деятельности в отношении заклятого союзника. Я думаю, что Светлана права, ему ничего не забыли. И используя то, что европейское крыло белорусской политики сейчас поджалось, Кремль будет использовать эту ситуацию для достижения своих целей. И одним из свидетельств этому является то, что уже практически кончается месяц, а Беларусь, несмотря на подписание единого экономического пространства, не поступило ни капли российской нефти. Там возник спор, Россия задала достаточно жесткую позицию, и жесткость этой позиции усиливается кроме всего прочего и тем, что Запад, мягко говоря, не только не собирается бросаться на помощь Лукашенко, но и ведет речь об экономических санкциях.

Владимир Кара-Мурза: Рой Медведев, писатель-историк, автор книги "Александр Лукашенко. Контуры белорусской модели", бывший народный депутат СССР, подчеркивает привычность политических санкций.

Рой Медведев: Санкции сопровождают все годы правления Лукашенко. Были введены первые санкции еще в 1996 году, примерно два года назад часть санкций была отменена. Часть санкций так и не отменяли никогда. Поэтому Лукашенко привык жить в режиме санкций. Тем более, что на торговле с Европой эти санкции не отражаются, и почти половина внешней торговли Белоруссии приходится не на Россию, а на Западную Европу. Охотно покупают белорусские товары, охотно продают белорусам свои товары. Санкции касаются поездок официальных лиц Белоруссии. Так что пока Россия поддерживает Белоруссию, а Россия поддерживает Белоруссию, признала выборы, санкции не отразятся на положении Лукашенко.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.