Юрий Васильев онлайн. Как вернуть России "эту страну"?

Юрий Васильев

Светлая память убитым в Домодедово. Скорейшего выздоровления пострадавшим в теракте. Это во-первых. И в-главных.

Во-вторых - простите, что сегодня не о самом взрыве. Хотя с другой стороны - как сказать.

Читая блоги этих дней - как и в дни многих других российских трагедий, - сторонний наблюдатель может подумать, что Домодедово, взорванные станции метро, Беслан, ДК на Дубровке находятся не в России. В Москве, в Московской области, в Северной Осетии - да, конечно. Но не в России. Они находятся в "этой стране".

Для "этой страны" есть масса эвфемизмов. Совсем простые: "Ср..ая Рашка". Или экзотические, для читателей "Властелина колец" - "Мордора"; есть у Толкиена чёрная земля Мордор, обитель всяческого зла. Однако все остальное - общее. "Эта страна", в которой, оказывается, не может быть ничего хорошего. Где всё лучшее губится на корню. Из которой при первой возможности надо валить.

Что характерно, те, кто так пишет - в большинстве своем - жители России. Более того, практически все из них, кого знаю я, более чем интеллигентны и вполне успешны. И в основных своих делах, и - как принято говорить - в общественных. Они вовсе не зациклены на себе и собственной значимости. Многие из них бескорыстно помогают тем, кому плохо; некоторых - просто спасают. Без них народ действительно неполный, без них России хуже.

Тем не менее, частота упоминаний "этой страны", видимо, начинает зашкаливать. Доходит до абсурда. Когда Александр Черкасов из "Мемориала" - человек, в чьей храбрости, порядочности и незапятнанности не может усомниться никто из тех, кто знаком, к примеру, с его материалами по чеченским войнам России - в своем блоге просит в связи с терактом в Домодедово "быть внимательными самим и понимающими - по отношению к людям в форме и без", его комментаторы только что не обвиняют автора в ангажированности. В целом же зашкаливает настолько, что у вполне либеральных и интеллигентных людей - казалось бы, естественных союзников тех, кто готов говорить о печалях страны - возникает реакция отторжения. Наиболее показательный, на мой взгляд, пример приведу полностью:

Надоело слушать про "эту страну"*. Меня в квасном патриотизме заподозрить сложновато, но "эта страна" стала настолько ЭТОЙ благодаря ее жителям — во многом именно нам (нам, вам, нашим-вашим родителям). Велик соблазн (и у меня, конечно) свалить туда где тепло и сухо, мягко и улыбчиво. Где никто не зыркает злобно, где никто не умирает в больничных коридорах. Свалить туда,
где кровью чужих предков поливали землю, не моих.

Но мне кажется, что от стонов про "эту страну" какой-то другой эффект: эффект множимой злобы, безнадеги и отчаяния. На вековое русское жлобство и недоверчивость налип налет ложно понятого либерализма: стыдно быть бедным, луууузером, стыдно не ездить каждый год в загранку и носить одни сапоги по два сезона.

И не то чтобы я против либерализма — я, конечно, за.
НАШУ страну ждут великие изменения. Не в смысле хорошие, не в смысле великолепные — просто громадные. И я хочу их увидеть. А даже если бы не хотела — мне просто придется.

Как и вам.
Надеюсь получить тарелку гуманитарного супа в случае чего.
В случае чего — сама его налью.
__________________________________________________
*Да, я в курсе, что это просто калька с английского


Конечно, еще проще ответить "клеветникам России" хлёсткой строкой Ахматовой "Какая есть. Желаю вам другую, / Получше". В очередной раз отрезать ломоть. Прогудеть философским пароходом. Благо десятые годы двадцать первого века - совсем не двадцатые века двадцатого: никто ничему и никому не мешает, границы открыты. Как безо всякой поэзии выразился несколько лет назад Виталий Третьяков - "уезжайте, господа, лет на тридцать".

Точнее, однако, будет признать: раскол на жителей "этой страны" и тех, кто живет в России - состоялся. Вспомнить Бориса Гребенщикова: "Она умрет, если будет ничьей, / Пора вернуть эту землю себе". И подумать над тем, как этот раскол преодолеть. Как - накануне возможных громадных изменений, особенно "не в смысле хороших" - вернуть "эту страну"? Не только себе. Но и, пожалуй, России.

Я с вами до 21.00 по Москве. Дальше - как пойдет.

22.05 мск. Разброс велик, как никогда. Взгляды на "эту страну" - от "ну и что такого?" до "это логично вытекает из свобод, данных сверху". Взгляд на Россию - от возвращения к советской вертикали до новой ганзейской горизонтали. И всё с минимумом банов - буквально по пальцам одной руки.

Разговаривать - даже на такие темы - можем. Значит, в перспективе можно будет и договориться. Спасибо - и до новых встреч; ваш Мухамед Цирельсон.