Зачем России Давос

Дмитрий Медведев перед поездкой в Давос заявил, что намерен "пропагандировать возможности страны"

Единственным докладчиком на первом пленарном заседаним Давосского форума значится президент России Дмитрий Медведев. Отправляясь на форум, он заявил, что собирается "пропагандировать возможности страны" и помогать инвесторам находить в России "точки роста".

Дмитрий Медведев значительно сократил программу пребывания в Давосе в связи с недавним терактом в аэропорту "Домодедово". Вместо запланированных нескольких дней, участие президента России Дмитрия Медведева в работе Всемирного экономического форума в Давосе ограничено несколькими часами.

Первым пунктом в программе президента стоит его встреча за закрытыми дверями с членами Международного делового совета, в который входят более ста руководителей ведущих мировых компаний. Встреча посвящена интеграции России в глобальную экономику и обсуждению инвестиционного климата в стране.

Накануне поездки в Давос в интервью газете "Ведомости" Дмитрий Медведев сообщал, что намерен "пропагандировать возможности страны, откровенно рассказывать, в чем сильные стороны российской экономики и правовой системы, и не менее откровенно говорить о трудностях, слабостях и нерешенных проблемах".

Второй пункт значительно сокращенной программы пребывания президента России в Давосе - открытие первого пленарного заседания Всемирного экономического форума. В интервью "Ведомостям" Дмитрий Медведев подчеркнул, что его доклад будет адресован "всем, кто заинтересован развивать экономические отношения с Россией, вкладывать в Россию деньги, создавать совместные предприятия, искать новые точки роста".

Дмитрий Медведев не примет участия в специальной сессии форума, посвященной теме модернизации России. Представлять страну здесь будет первый вице-премьер Игорь Шувалов. Впрочем, по мнению профессора Высшей школы экономики Алексея Портанского, на нынешнем форуме в Давосе России будет уделено не столько внимания, сколько об этом говорят.

Накануне поездки Дмитрия Медведева в Давос многие эксперты предполагали, что президенту придется отвечать на многие не слишком приятные вопросы потенциальных инвесторов, связанные с коррупцией, деятельностью российской судебной системы в целом и недавним приговором по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в частности. По мнению Алексея Портанского, большинство серьезных зарубежных инвесторов пересмотрели оценки рисков работы в России в связи с обвинительным приговором бывшим совладельцам ЮКОСа.
Сам Дмитрий Медведев очень аккуратно высказывается о приговоре по второму делу ЮКОСа, стараясь избегать оценочных замечаний. В интервью "Ведомостям" президент обратил внимание на то, что в России длительные сроки за экономические преступления отбывают не только руководители ЮКОСа, но и значительное число представителей бизнеса. "И если уж говорить о проверке законности и обоснованности таких решений, то она должна затрагивать целую совокупность подобного рода составов преступлений", - отметил президент.

Невмешательство Дмитрия Медведева в дело ЮКОСа политолог Дмитрий Орешкин считает вполне объяснимым:

- Что касается конкретных дел, связанных с Ходорковским, это зона ответственности Владимира Владимировича Путина. Вмешиваться туда – означает вступать в открытый конфликт в тандеме. Какие бы там ни были подковерные отношения, так вот напрямую нарушать конвенцию Дмитрий Анатольевич Медведев, по-видимому, не хочет и не может. У него недостаточно политических ресурсов для того, чтобы проводить самостоятельную политику, не зависимую от Путина. Это было бы демонстративное, показательное расхождение в оценке ситуации. Медведев себе такого позволить не может. Поэтому он и нам, и себе объясняет эту ситуацию примерно одинаково: я президент, я не вмешиваюсь в конкретные судебные процессы, я создаю инфраструктурные, социальные основы для решения таких проблем, - говорит Орешкин.

Еще одним серьезным препятствием на пути потока зарубежных инвестиций в российскую экономику может стать тракт в аэропорту "Домодедово". Некоторые западные издания, в том числе и Financial Times прямо заявляют: "Теракт в крупнейшем международном аэропорту России - сильный удар по попыткам страны совладать с проблемой внутреннего терроризма, а в потенциале - по надеждам на привлечение иностранных инвестиций". Газета обращает внимание на то, что теракт в "Домодедово" произошел вскоре после двух крупнейших за последние годы сделок с участием российских и иностранных компаний: PepsiCo приобрела "Вимм-Билль-Данн", а BP обменялась акциями с "Роснефтью".

Директор Международного института политических исследований Евгений Минченко убежден: теракт в "Домодедово", происшедший накануне визита Дмитрия Медведева в Давос, заставит зарубежных инвесторов, намеревавшихся вкладывать деньги в развитие российской экономики, серьезно задуматься.

Впрочем, по более оптимистичным прогнозам, негативное влияние теракта на настроения инвесторов скоро сгладится. Та же Financial Times отмечает: "О существовании этого риска инвесторы знали. Это человеческая трагедия, а не трагедия с инвестициями".