Станет ли судья подсудимым? (Казань)





В конце января Квалификационная коллегия Верховного суда республики Татарстана дала свое согласие на привлечение к уголовной ответственности судью Авиастроительного района Казани Эдуарда Солдатова, который будучи пьяным в июне 2010 года насмерть сбил пешехода. По словам специалиста Казанского правозащитного центра Булата Мухамеджанова, такого решения добивались семья погибшего Марата Гайнутдинова, его друзья и правозащитники.

Булат Мухамеджанов: Но, к сожалению, возбудить уголовное дело сразу по факту смерти молодого человека было нельзя, так как Эдуард Солдатов обладал на тот момент статусом неприкосновенности.

Олег Павлов: 6 июня 2010 года федеральный судья Эдуард Солдатов управляя иномаркой совершил наезд на переходившего проезжую часть 23-летнего Марата Гайнутдинова. От полученных повреждений потерпевший скончался на месте. Как выяснилось, судья сел за руль сильно пьяным.

Булат Мухамеджанов: Позднее экспертиза установила, что в крови судьи обнаружен алкоголь. Причем, его нормы превышены в 9 раз.

Олег Павлов:Однако привлечь федерального судью к ответственности дело не простое. Современная история России таких примеров знает не много, а в Татарстане так вообще никто такого случая припомнить не смог. Для этого нужно чтобы Квалификационная коллегия Верховного суда республики дала «добро» на возбуждение уголовного дела, а такое возможно только по представлению главы следственного комитета России. Тогда к делу подключились правозащитники, которые взяли на себя всю юридическую помощь отцу погибшего парня. 12 января председатель следственного комитета Александр Бастрыкин направил представление «о даче согласия на возбуждение уголовного дела» в отношении экс-судьи Эдуарда Солдатова. По словам руководителя Казанского правозащитного центра Игоря Шолохова, они ждали этого момента полгода.

Игорь Шолохов:
Трагедия произошла 6 июня 2010г, и вот только сейчас стало известно, что Квалификационная коллегия Верховного суда республики Татарстан, по представлению главы Следственного комитета Бастрыкина дала разрешение на привлечение к уголовной ответственности вот этого самого Эдуарда Солдатова – бывшего судью Авиастроительного суда г.Казани.

Олег Павлов: Ирек Гайнутдинов, отец погибшего признается, что не очень-то верил в благоприятный исход дела:

Ирек Гайнутдинов:
Вот до того, когда дело там сильно застряло, я конечно, был сильно злой. А теперь дело близится к завершению.

Олег Павлов: По мнению специалиста Казанского правозащитного центра Булата Мухамеджанова, огромную роль в принятии положительного решения сыграла активная позиция друзей погибшего Марата Гайнутдинова, которые вскоре после трагедии вышли на пикет перед зданием Верховного суда республики и добились разговора с двумя заместителями председателя:

Булат Мухамеджанов: Их гражданская позиция, я считаю, во многом сыграла решающую роль в том, что следственный комитет провел проверку и установил признаки состава преступления со стороны Солдатова. А затем Квалификационная коллегия судей приняла решения, что в отношении Солдатова Можно возбудить уголовное дело.

Олег Павлов: Однако, справедливости ради, надо сказать, что сам бывший судья Солдатов, своей вины не отрицал. Он сам и его мать, по собственной инициативе побывали у отца погибшего и принесли свои извинения. Игорь Шолохов, рассказывает, что такое поведение произвело на семью и друзей погибшего Марата Гайнутдинова благоприятное впечатление:

Игорь Шолохов: Это восприняли как искреннее раскаяние, как желание самого Солдатова, его матери, семьи Солдатовых, покаяться в содеянном и попросить прощения.

Олег Павлов: Действительно, отец погибшего, Ирек Гайнутдинов, на Эдуарда Солдатова зла уже не держит:

Ирек Гайнутдинов:
Человеку, как говорится, не повезло… и нечего ездить пьяным по дорогам, вот в чем дело. А какой-то человеческой ненависти – у меня нет ничего такого.

Олег Павлов: Тогда почему же с таким упорством и правозащитники, и семья погибшего добивались возбуждения уголовного дела? Руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов говорит, что для всех было важным создать прецедент, показать, что закон может работать:

Игорь Шолохов: Я, как представитель потерпевших, а именно Ирека Гайнутдинова, - мы готовы на различные варианты и предложения со стороны Солдатова. То есть все это можно обсудить в рамках уголовного дела, в рамках процессуального закона.

Олег Павлов: Впрочем, теперь еще нужно дождаться возбуждения уголовного дела Следственным комитетом России. В Казани надеются, что на такое решение полгода уже не потребуется.