Ледяной гений (Самара)

Самарский скульптор Александр Куклев





Сергей Хазов: Александр Константинович, Вы более тридцати лет занимаетесь созданием ледяных скульптур. Чем Вас привлекает такой необычный вид творчества как ледяная скульптура?

Александр Куклев: Льдом я занимаюсь с мальчишек, когда еще окопы рыли и крепости строили, и воевали с немцами. Я помню: никто не хотел быть немцем. Ну а потом, после армии я работал в Театре Юного Зрителя. Ко мне пришли от городских властей и попро-сили сделать на площади Куйбышева "Квартет": осёл, козёл, мартышка и косолапый миш-ка, по басне Крылова. Мне это было очень интересно. Тогда я еще не знал, как это делать, но я придумал. Я сделал металлические каркасы медведя в театре "Квартет" делал из ме-талла. И потом я набивал в него лед, снег мокрый. И у меня получились очень прочные каркасные скульптуры. Каркас не было видно, ну и рога, чтобы там не отломились. Пер-вое это было в 1963 году на площади Куйбышева "Квартет": медведь около 5 метров, ко-зёл, мартышка. И все это как по басне Крылова: они сидели, играли. Огородили это все таким заборчиком. И вот с тех пор каждый год эта традиция была заведена. При Тархове купили резинового Деда Мороза, надули его: "Надули Деда Мороза – надули весь народ!" Потому что этот Дед Мороз болтался, как морковка там от ветра. А традиция была уничтожена: изготовления скульптур изо льда и снега.
Я был и за границей: в ближнем зарубежье, в Уральске, это теперь Казахстан, там я тоже делал скульптуры. Делал по всей области. Людям это очень нравилось. Меня многие знали и ждали, когда будет Новый Год. Однажды я ехал на своей старой "Победе" по Самаре. Нарушил там я грубейшее нарушение. Ну, думаю, все: права отберут. Подходит лей-тенант ГАИ, говорит: "Александр Константинович, ну зачем же Вы нарушаете?!" Я говорю: "ну, виноват". - "Ну ладно, это все ерунда. Ты мне скажи: ты будешь Дедов Морозов делать на площади Куйбышева?" Я говорю: "буду". "Ну ладно: езжай, только не нарушай". Даже уважала милиция. Весь народ просто в восторге был. Туда ходили толпами. Вода вообще удивительный материал. Вот скажем искусственный лед, замороженный который, он какой-то как рафинированный сахар. Очень нежный, прозрачный, хрупкий. Ну, нет в нем жизни что ли, той, которую дает природа естественным замерзанием. Причем в каждом озере свой лед. Вот мы вчера пилили лед. В одном: двадцать пять сантиметров, в другом месте лед – сорок сантиметров, рядом пилим – пятьдесят сантиметров. Одно и то-же озеро. Должен уже горизонт один быть. Вот такие вещи.
Скульптор Александр Куклев

Сергей Хазов: В декабре специально для крупнейших московских галерей Вы сделали несколько ледяных скульптур, которые затем стали известны ценителям скульптуры во всем мире. Расскажите, что это за работы?

Александр Куклев: Галерея "Ледяные скульптуры", в которой я принимал участие, было нас там двенадцать человек отличных мастеров: Володя Кураев, другие фамилии я сейчас не помню. Это мастера, которые ездят по всему миру, которые чемпионы мира по песчаным скульптурам, по ледяным. Эти люди в Японии, в Италии. Ну, я должен ехать туда, я. Потому что могу удивить мир. Я сделал комара в пятнадцать сантиметров, который над Царевной Лебедь летает. Ну, там сказка, конечно, здорово. В Москву меня пригласили: я думал, я буду там изначально делать композицию, так как я театральный художник: я и режиссером могу быть, и дирижером, и кем угодно. Тем более: по льду и снегу. Но композиция уже была сложена. Уже каждый как бы делал свою скульптуру. Я ходил, пинал там лед, не знал что делать. Потом мне хозяин холодильника Муха Михаил Сергеевич, очень уважаемый человек, который вот это все придумал, мне нашли место: около Бабы Яги по-просили сделать болото. А я сделал журавля там. Но сделал так, что меня сразу зауважали. И все прошли, все двенадцать профессоров прошли и сказали: "Красиво, красиво, красиво". А вначале меня не приняли. Но в целом композиция: сделана белка, которую стерегут богатыри, с секирами стоят, с саблями. Там я сделал ворону из басни Крылова "Сыр и лиса". Далее там в сказке Баба Яга. Потом Михаил Сергеевич, мне, когда он увидел, что я могу, заказал. Потом я сделал избушку. В избушке: скатерть самобранка, а это кружева ледяные. На этих кружевах я сделал веничек для бани березовый, листочки в воздухе висят. Там ворона сидит. Баба Яга где-то летает. И вот скатерть самобранка, на нее как бы из космоса свалились эти ледяные кубы, и Михаил Сергеевич заморозил там ирисы живые, цветы живые во льду. Это прекрасно смотрится. Тем более: это технология секретная, я не буду рассказывать, как он это делает. Но мне это было давно известно. Я говорю: "Михаил Сергеевич! А я это сделаю!". Наутро я ему показал. Он сказал: "Саша, как ты это сделал?" –"Не скажу". То есть я могу заморозить, я понимаю во льду, я про лед знаю все. Люди очень довольные выходят, хотя и билеты недешевые. Но все выходят и говорят: "Не жалко никаких денег за эту красоту". И одна маленькая девочка, которой я показал мастер-класс, когда я делал, проводил. Лет пяти-шести девочка, я дал ей резец, помог ей вырезать, она самостоятельно вырезала снежинку на льду. Родители были в восторге. Все это фотографировалось. И я вышел покурить. И вдруг эта маленькая девочка кланяется мне в пояс низко, по русскому обычаю. Делает русский поклон. Я говорю: "Доченька, ты чего?" А она мне и говорит, да и говорит то еще плохо: "Дяденька, спасибо Вам за красоту!" Я делаю ей низкий поклон по русскому обычаю и говорю: "И тебе, дочка, спасибо!" А она мне и говорит: "А за что мне?" А я говорю: "За то, дочка, что ты понимаешь эту красоту". И она шла к автобусу, и все махала мне своей ручкой. Я думаю, ради одного этого ребенка уже стоило заниматься ледяной скульптурой, снежной. Потому что это традиция, это русская традиция.

Сергей Хазов: Говорят, что уже несколько лет Вы мечтаете создать в Самаре уникальный, единственный в России фольклорный театр ледяных скульптур…

Александр Куклев: В Самаре будет театр ледяных скульптур. Где скульптуры будут в движении. Там будет сказка за сказкой идти, беспрерывно. А технология такая же, разная: я владею пятьюдесятью технологиями, я не могу рассказывать, открывать секреты. Хотя мне пришлось показать там. В общих чертах: я могу сделать десять сантиметров и пять сантиметров могу сделать комара изо льда. Из цельного кусочка, и он будет сидеть на двух лапках. И это я делал. Это получается. Мало того, что я владею цветом во льду. Я могу ввести, сделать розу изо льда как живую, и лепестки будут все разные: от темно-красного до светло-розового. И краска будет вся внутри. Это настолько просто. Но я к этому сорок лет шел! У меня сделан проект помещения, который мне архитекторы обработали на компьютере. Это купол, это сфера. Вверху – детское кафе, где дети могут попить чайку, конфетку съесть, пирожное. А внизу - театр. Как обычный театр. Только скульптуры проезжают перед глазами у детей, у взрослых. И скоморохи-ряженые рассказывают об этой сказке: "У царя было три сына. Старший умный был детина. Средний был и так, и сяк. Младший вовсе был дурак". Ну, я как раз младший, потому что я третий у родителей был. Если бы меня кто—нибудь услышал, и пришли со мной пообщались, я бы им такую программу: весь мир бы ахнул! Мы были первые в мире, вот что обидно! И мы должны быть первые в мире. И я могу это сделать.

Фотографии Сергея Хазова