Секреты независимой прессы (Азов)




У нас в гостях учредитель и главный редактор газеты «Читай-Теленеделя» из города Азова Юрий Голубев.


Олег Бакунин: Юрий Михайлович, тяжело ли сегодня быть издателем независимого СМИ в провинции?

Юрий Голубев: В свое время были собраны независимые издатели независимых свободных средств массовой информации на Дону. Это было, помнится мне, четырнадцать лет назад. Тогда впервые на меня сотрудник администрации города подал иск на газету, и этот иск он успешно проиграл. После этого, помнится, мы собрались – несколько владельцев частных СМИ – и решили создать такой своеобразный клуб, чтобы обмениваться опытом, подсказывать друг другу, как защищаться от беспредела, или от еще чего-то. И если мы сейчас с вами вернемся в ту идиллическую картинку, когда нас было, как апостолов, 12, и вернемся в сегодняшний день, я не знаю, вот мы с вами беседовали, по-моему, уцелел только я один. Таким образом, можно ответ и не давать: «тяжело или не тяжело». Если другие не выжили, то, стало быть, это не просто тяжело, а чудовищно тяжело.

Олег Бакунин:
А с чем лично Вам пришлось столкнуться за эти годы? С какими формами противодействия со стороны местных органов власти?

Юрий Голубев: Местная власть обращалась к рекламодателям с тем, чтобы они не размещали рекламу в нашей газете. Местная власть пыталась «давить» людей, которые занимаются реализацией газеты, в том числе – магазины, в которых наша газета продается. Такие попытки были и есть. Но самый серьезный «наезд» был в феврале прошлого года, когда типографию, в которой печатается наша газета, отключили от тепла, а потом – и от электричества.

Олег Бакунин: И за счет чего же вашей газете удалось не только выжить, но еще и выходить достаточно большим для восьмидесятитысячного Азова тиражом в 16000 экземпляров?

Юрий Голубев: Я считаю, что газета выживает за счет того, что мы сотрудничаем со всеми общественными и партийными политическими организациями. Мы даем им высказаться на страницах нашей газеты.
И когда у нас начинаются проблемы, они достаточно дружно поднимаются на нашу защиту. «Справедливая Россия», и КПРФ, и ЛДПР, другие – кто чем могут помочь. По большому счету, мы, наверное, выжили потому, что мы стали трибуной для вот этих общественных организаций. Наша газета, наверное, выполняет ту функцию, которая, наверное, и должна быть у прессы: это должна быть площадка для разных точек зрения. Споры, диспуты, диалоги… Но, это не всегда нравится власти.

Олег Бакунин: Может быть, у Вас есть и свой, «фирменный», если можно так сказать, рецепт издания независимых СМИ?

Юрий Голубев: У нас получается достаточно интересная вещь: если мы хотим, чтобы газета не умерла, то она должна быть правдивой. Если говорить более цинично, то мы несем людям правду и честность, люди несут нам свои копеечки – приобретая нашу газету. Чем больше мы этой правды отдаем, чем больше работаем на благо этих людей, тем больше у нас тираж. Это понимают рекламодатели, и размещают свою рекламу у нас. Таким образом, совершенно прямая зависимость, с тем, что газете нужно быть честной. Я был буквально в шоке, когда один мой знакомый, который работает в другой местной газете, учредителем которой является городская администрация, сказал, что там пишется тираж 5000 экземпляров, а реальный тираж – 1350. И вот исходя из этого, можно посмотреть правдивость тиража. Если у газеты тираж «пляшет», изменяется, то эта газета показывает реальный тираж. Вот, допустим, у нас: тираж 14500, 15800, 16000. Один из реализаторов заболел, позвонил и сказал, что газету брать на продажу не будет, мы тут же уменьшили тираж. Почему? Потому, что это частная газета, и нам нет смысла платить налоги за непроданную газету. Точно также я не могу завысить тираж – потому что мне тогда придется заплатить больше налогов на газету, и мне эти расходы никто не компенсирует.

Олег Бакунин: По мнению экспертов, сегодня в Ростовской области, помимо Вашей газеты, есть не более 2-3 по-настоящему неподконтрольных властям изданий. Тем не менее, они все-таки существуют. Что же мешает появлению большего количества независимых СМИ?

Юрий Голубев: Есть у меня информация, что одной из телекомпаний наше городское руководство выплачивает около 300 тысяч рублей – для того, чтобы их хорошо преподносили по телевидению. Теперь мы смотрим: что с этим телевидением? Телевидение, которое не показывает критические материалы, становится для зрителей не интересным. И я так полагаю, что, может быть, гибель огромного количества частных независимых изданий связана с тем, что когда СМИ соглашаются, чтобы их «купили», то они становятся неинтересны своим читателям. «Прогнулись» - и сразу потеряли аудиторию. Потому что какой смысл аудитории читать о «подвигах» властей, когда у людей рушатся стены в жилищах, нет тепла в домах, или существуют какие-то другие проблемы. То есть, в данном случае мы, мы исключение только потому, что у нас есть строгое и четкое нежелание заниматься неконфликтными ситуациями. Пресса не может не находиться в оппозиции к власти. Потому что если она не будет находиться в оппозиции, неизвестно, что там эта власть будет делать.
Моя точка зрения, что если окажется так, что если государство запретит выступать властным структурам учредителями средств массовой информации, то конкурентная среда подтолкнет к тому, что за читателя начнут бороться. Ну, можем сказать «желтая» пресса станет. Но, боже мой, что такое понятие «желтая»? Я, например, центральные московские издания тоже считаю «желтыми». Мы не можем быть «желтыми», «синими», или «красными». Какой материал есть, такой он и есть. И не наша вина, что в обществе произошло то, или иное событие. Потому что иногда людям интересно в замочную скважину подсмотреть…
Теперь вот вопрос: разве не интересно, что у мэра нашего города есть огромный прогулочный корабль? И этот корабль содержится за счет города. Вот это – «желтуха» вроде бы, потому что мы полезли в частную жизнь. Но, с другой стороны, это из бюджета финансируется? Значит - из наших карманов. Таким образом, избирателю это не безразлично. Это не его личные деньги, которые могли пойти на обустройство дорог, строительство мини-котельной в жилом доме, тот же самый ремонт дома.
Или, допустим, азовская команда депутатов и других «больших» граждан полетела на Кипр – сыграть товарищеский матч по футболу. За чей счет? Это вроде бы «желтуха», но на самом деле – это просто наша жизнь.
Какая жизнь – такая и газета. Если мы сами будем желтыми, значит, будет желтая пресса, если мы будем респектабельными, значит, и пресса будет респектабельной. Но я мечтаю о тех временах, когда наконец-таки государство откажется от учредительства в средствах массовой информации. Все администрации – от низа до самого верха. Если это произойдет, то это будет справедливо и социально. Но, кстати, мы должны знать, что в этом случае уже не будет предсказуемости на выборах.