"Чудики" имени Александра Володина

Александр Володин

5 Февраля в Петербурге начинается VII всероссийский театральный
фестиваль имени Александра Володина "Пять вечеров". Его главная задача – сохранить память о замечательном драматурге и найти "володинские" черты в современном театральном мире.

Театральных фестивалей много, но Володинский, наверное, самый
теплый и самый пронзительный. Игла в сердце вонзается с порога, когда
входящий видит дверь квартиры №28 из дома на Большой Пушкарской, где жил Александр Моисеевич. Фестиваль был основал в 2004 году, и за шесть сезонов показал зрителям лучшие современные постановки володинских пьес и занял особое место в фестивальном пространстве России. "Пять вечеров" – фестиваль без официоза, "с человеческим лицом" и человеческим общением, которое так любил Володин. Фестиваль открыл новые имена, дал толчок к созданию новых спектаклей, объединил людей разных поколений – тех, для кого эпоха Володина родная и понятная, и тех, кто сегодня открывает ее для себя не как экзотическое "ретро", а как составную часть собственной биографии и души. VII фестиваль несколько отличается от прочих, – говорит арт-директор фестиваля Марина Дмитревская:

– Этот фестиваль собирали молодые театроведы, которые "выросли" на предыдущих фестивалях. Они объехали города и веси, просмотрели много спектаклей по произведениям Володина, но только два из них вошли в программу: "Блондинка" молодого режиссера Екатерины Максимовой, и "Фабричная девчонка" – спектакль, поставленный в городке Черемхово Иркутского края. Оксана Кушляева, которая туда ездила, говорит, что это город с облупившимся театром, и артисты, которые играют "Фабричную девчонку" – это уже "уходящая натура": таких глаз, таких типажей в столице уже не сыскать. Молодые критики решили, что именно эти интонации мы должны привнести в фестиваль.

Отобрать спектакли для фестиваля и правда было трудно, – подтверждает молодой театральный критик Оксана Кушляева:

– Иногда режиссерское решение, режиссерская мысль мне нравилась, но спектакль шел в городе, где довольно слабая актерская группа, и очевидно было, что режиссер, боясь неверного толкования, как бы не задействует актеров в своем решении. Были не очень современные режиссерские решения, и такие постановки мы тоже отвергали. Критерий выбор был такой: современные спектакли по пьесам Володину, которые как-то соотносятся с нашим временем. То есть, не архаичное ретро… Мы остановили свой выбор на двух спектаклях, и на мой взгляд, они хорошие. Мы за них очень болеем и переживаем.

"Володин и володинское" – программу нынешнего фестиваля составили не только спектакли по пьесам Александра Моисеевича. "Что такое "володинское?", – спрашивают организаторы. "Это определенное настроение, отношение к человеку, это нравственные координаты, ни с чем не перепутанные понятия о добре, зле, порядочности, справедливости, свободе личности", – отвечают они сами себе и
зрителям. Марина Дмитревская говорит о том, что у Володина нет продолжателей в современной драматургии:

– Но мы хотели расслышать володинские ноты в современном театре, и они возникали, не поверите, там, где никто и не искал.

Открывается фестиваль спектаклем "Старший сын" молодого театра "Мастерская" Григория Козлова. А дальше – моноспекталь "Видимая сторона жизни" по стихам Елены Шварц в постановке театра "На Спасской" из города Кирова. Еще один спектакль, "Уйди-уйди" привезен из города Кудымки Коми-пермяцкого округа. Марина Дмитриевская про этот спектакль говорит, что в нем живут "володинские чудики".

Первая фестивальная ночь – не просто ночь, а костюмированная вечеринка, стилизация володинского кинотеатра и аттракционов, описанных в пьесе "С любимыми не расставайтесь", показ старых фильмов. Закроется фестиваль 10 февраля, в день рождения Володина.

– С утра мы поедем на кладбище в Комарово, положим на его могилу много живых цветов, как всегда, поднимем первые рюмки, прокричим "хлопнем" (это его слово), а потом будем праздновать его день рождения спектаклем "Река" Алексея Паперного, – говорит Мария Дмитриевская.

Как всегда, на фестивале будет работать буфет с "советскими Ценами", похожий на ту рюмочную, которую знал и описывал Володин. Нерушимой останется традиция: томатный сок в граненых стаканах, бутерброды с докторской, бычки и кильки в томате. А продавать все это будет "настоящая" буфетчица Клава, в образ которой еще на прошлом фестивале отлично вжилась театровед Виктория Аминова.