Призраки и политика в Роттердаме

Эмблема 40-го Роттердамского кинофестиваля

6 февраля завершился 40-й Роттердамский кинофестиваль. Главные награды получили фильмы "Край земли" (Испания) "Мусанские дневники" (Корея) и "Вечность" (Таиланд).

Российский конкурсный фильм "Громозека" наград не получил, но премия досталась картине с русским акцентом: герои "Края земли" – призраки, повторяющие паломнический пусть Св. Иакова, – говорят по-русски. Режиссер-дебютант Серхио Кабальеро, возглавляющий фестиваль электронной музыки "Сонар", говорит, что сделал призраков русскими только потому, что ему нравится мелодия языка.

Фильмы о призраках в последнее время пользуются успехом. Многие критики считают лучшим фильмом 2010 года картину Апичатпонга Вирасетакула "Дядюшка Бунми, который помнил свои прошлые жизни"; в Роттердаме получил награду его соотечественник Сивародж Конгсакул: персонаж его фильма "Вечность" после смерти возвращается к пейзажам и чувствам своей юности.

Героя третьего фильма, получившего награду в Роттердаме, тоже можно назвать призраком: беженец из КНДР, живущий в нищете на окраине Сеула, обречен быть аутсайдером. В Роттердаме не очень увлекаются политикой; любители такого рода кино предпочитают ездить на Берлинале. И все же в этом году политических сюжетов на фестивале было немало: прежде всего, из-за того, что попали в беду иранские кинематографисты. Режиссеров Джафара Панахи и Мохаммада Расулова в декабре прошлого года приговорили к шести годам заключения за политические преступления, "пропаганду против исламской республики" и запретили им снимать кино в течение двадцати лет.

В фестивальном центре стоят режиссерские кресла с именами Панахи и Расулова, собираются подписи под петицией в защиту арестованных, прошли бесплатные показы их фильмов. В программе была также французская лента "Цветы зла": любовная история на фоне неудавшейся революции в Иране.

Следили в Роттердаме и за событиями в Египте. Посланником сторонников перемен в этой стране стал режиссер Ибрагим Эль-Батут. Он снял при помощи учрежденного роттердамским фестивалем фонда фильм "Хави" о жизни в Александрии. Режиссер надеется на то, что перемены в Египте принесут свободу кинематографу – избавление от цензурных ограничений и необходимости согласовывать с чиновниками любую мелочь.

Ждали в Роттердаме и Мохамеда Диаба, одного из активистов кампании протеста и создателя фильма "678" о жертвах сексуального насилия, но из-за событий в Египте он приехать не смог.. А самое занятное политическое высказывание я обнаружил в фильме чисто развлекательного жанра. Тайский режиссер Висит Сасантьянг, автор знаменитых "Слез черного тигра", был членом жюри фестиваля и привез в Роттердам свой новый фильм "Красный орел" – традиционный боевик с драками, погонями, непобедимым героем и кровожадным злодеем, и при этом высказывание о политической ситуации в Таиланде, где коррумпированные чиновники, в том числе премьер-министр, воплощают авантюрные проекты и преследуют активистов движения в защиту окружающей среды.

Не забыли в Роттердаме и о том, что в этом году – двадцатилетие распада СССР. Одна из фестивальных программ называлась "Красные вестерны": "Свой среди чужих", "Неуловимые мстители", "Никто не хотел умирать", фильмы из ГДР – "Чингачгук большой змей" и "Сыновья большой медведицы" и прочие приключенческие картины, которое смотрели миллионы людей за "железным занавесом". Американский режиссер и выпускница ВГИКа Робин Хессман представила на фестивале снятый в Москве документальный фильм "Моя перестройка" – портрет поколения сорокалетних, людей, жизнь которых крах Советского союза разделил на две равные части. Бывшие одноклассники из знаменитой 57-й школы рассказывают, как сложилась их жизнь, вспоминают советские времена, перестройку, путч, и говорят о том, что происходит в стране сегодня. Звучит в фильме и цитата из передачи нашей радиостанции 23 августа 1991 года.

И еще один юбилей: исполнилось 50 лет знаменитому фильму Алена Рене "Прошлым летом в Мариенбаде". В архиве актрисы Франсуазы Спира нашлась кинохроника работы на съемочной площадке. Фолькер Шлендорф, который в 1960 году был ассистентом Алена Рене, смонтировал на основе этих пленок фильм-воспоминание о замечательном лете, когда Рене и его друзья решили снять нечто небывалое, изобрести кинематограф заново. Через десять лет такие же энтузиасты во главе с Хубертом Балсом создали фестиваль, чтобы показывать фильмы, не похожие на те, что идут в обычных кинотеатрах. За 40 лет многое изменилось, фестиваль вырос в десятки раз, но, как отмечает его новый глава Рутгер Вольфсон, фестиваль верен своим художественным принципам, поддерживает кино бескомпромиссное, неординарное и независимое. Фильм Шлендорфа и Спира о людях, которые такое кино снимают, для меня стал главным событием юбилейного Роттердамского фестиваля.