Виктор Пивоваров и его "ОНИ"

Одна из работ Виктора Пивоварова

В Москве в Музее современного искусства открывается выставка художника Виктора Пивоварова, одного из основателей московского концептуализма.

– "ОНИ" - это герои, идеи, мысли, темы, которые рождаются в сознании художника, получают какое-то воплощение, а дальше уже живут совершенно самостоятельной жизнью, – объясняет название выставки Виктор Пивоваров. – Выставка делится на десять пространств и каждое пространство или зал представляет собой один из тематических рядов: меланхолики, отшельники, избранники, бессмертные, совершенные, красавцы, философы и так далее.

Например, "Философы, или русские ночи" - это серия портретов, в основном моих современников, которые, как мне кажется, создали неповторимую духовную и культурную атмосферу Москвы – а тем самым и России 70-х – 80-х годов. Есть портреты профессиональных академических философов – таких как Александр Моисеевич Пятигорский, Мераб Мамардашвили; и есть портреты поэтов и художников, которые своей позицией представляют философию не в академическом, а в духовном смысле. Художники Кабаков, Пригов, Монастырский, писатель Сорокин, поэт Игорь Холин, Иосиф Бродский, портрет моего сына Павла Пепперштейна... Единственный, кто как будто выпадает из этого списка, это Даниил Андреев, который умер гораздо раньше; но без его духовнической миссии русскую культуру представить себе невозможно.

– Вы впервые обратились к такому виду живописи, как портрет?

– Во всяком случае, в таком виде впервые. Я делал портреты, но совсем другого типа. Это портреты выполнены в стиле так называемого фотореализма: они сделаны с фотографии – причем фотография понимается не как предмет для свободной творческой интерпретации. Наоборот, я необычайно скрупулезно повторяю эту фотографию в другом материале – в живописи. Там очень мало того "своего", что я, как автор, вношу в эти портреты. В этом стиле автор отступает в тень. Единственное, что я себе позволяю – общая тональность этих портретов. Они выполнены в черно-серой гамме; это дает им единство как серии.

– Какие именно фотографии отбирались?

– Фотографии самые случайные. Кое-что было у меня дома, а некоторые снимки я даже брал из интернета – маленькие совсем. Потом увеличивал. Это, конечно, очень трудно.

– Пивоваров художник очень умный и очень лукавый, – подчеркивает обозреватель РС, эссеист и критик Кирилл Кобрин. – Во-первых, "Русские ночи" – это название известного сочинения князя Одоевского, где русские мальчики (в достоевском смысле этого слова) сидят и обсуждают мировые вопросы. Они не настоящие философы, они просто обсуждают, как устроен этот мир, как его изменить. В этом смысле и писатель Сорокин, и писатель и политический деятель Лимонов, и даже консервативный публицист Дугин – философы.

Во-вторых, фотография при перенесении дает особое плоскостное ощущение. Там нет объема; там – не то, что вы рисуете с натуры. Это, конечно, говорит о том, что русская философия в традиционном смысле этого слова – над которым, собственно, и издевается с особой духовностью Пивоваров – превратилась из действительно содержательного понятия в некие рекламные плакаты… Виктор стремительно развивается. Это самый современный и самый передовой художник из всех, кого я знаю, несмотря на то, что он работает, казалось бы, с архаическими художественными элементами. То, как он это делает, выводит его на какие-то космические передовые позиции.

– Пивоварова считают концептуалистом, но я бы сказал, что он концептуалист с нежной душой, – полагает обозреватель РС, поэт Игорь Померанцев. – Но лично я очень люблю Пивоварова-писателя. Он всегда работал со словом, он иллюстрировал книги, но слово – его персонаж. На своих картинах он буквально выписывает слова – причем с особым наклоном, со сложным содержанием, например, "рыбка в банке" или "мама спит после работы". Мне очень нравятся эти тексты.

Пивоваров очень большой художник, ему не надо развиваться. Ему надо освоить то, что в нем есть. Это очень большие залежи.